НЕКТАРИЙ Критянин - Страница 14

Эти грамоты государя и патриарха о Паисии Лигариде были получены уже не Нектарием, который отказался от патриаршества, а его преемником Досифеем, вступившим на патриаршую Иерусалимскую кафедру 23 января 1669 г. И в другом отношении Нектарий в своих сношениях с русским правительством тоже занимает особое положение сравнительно со своими предшественниками. Патриарх Феофан III (1608–1644 гг.) ради приобретения расположения и милостыни от московского правительства стал тайным русским политическим агентом в Турции и посылал в Москву или отписки с политическими вестями или наказывал передавать их устно в Москве своим доверенным посыльным людям. Что же касается патриарха Паисия, то он был самым завзятым добровольцем-политиканом, сносившимся и с Москвой, и с Хмельницким, и с Молдо-Влахийскими воеводами, причём Москва, по его представлению, должна была сделаться главой и руководительницей движения всех православных народностей с целью ниспровержения турецкого господства. И патриарха Нектария московское правительство приглашало служить ему «в государевых делех». Так, в 1667 г. с послом в Турции Афанасием Ивановичем Нестеровым государь писал Нектарию: «Да мы же, великий государь, наше царское величество, приказали послом нашим, будучи в Царегороде, приходить к вашему святительству к благословению, и о наших государевых делех, о чём доведетца, вам докладывати; и вашему б святительству о тех наших царскаго величества делех порадети и мысль своя послом нашим подавати, а мы, великий государь, наше царское величество, и впредь ваше святительство в забвенье полагати не будем». Однако исследователи нигде не видят, чтобы патриарх Нектарий когда-либо сообщал московскому правительству вести «о турецких поведениях» в отписках ли или в устных наказах со своими посыльными. Не видят они и того, чтобы он радел о государевых делах перед нашими послами в Турции и по какому-либо случаю подавал им свою мысль, как того желал государь. Очевидно, занятие политикой патриарх Нектарий не считал своим делом и потому решительно устранился от всякого участия в так называемых «государевых делех», поскольку они не соприкасались прямо с делами церковными. Он написал полемическое сочинение против латинян «О главенстве папы», в котором собрал всё, что было сказано восточными церковными писателями в опровержение этого главенства (издано в Яссах его преемником Досифеем II Нотарой в 1682 г.). Благодаря его стараниям, в 1662 г. было напечатано в Голландии на греческом языке «Православное исповедание веры», составленное Киевским митрополитом Петром Могилой (1596–1646 гг.) и утверждённое восточными патриархами в 1643 г. Умер Нектарий в 1674 г.



 
PR-CY.ru