НЕСТОРИАНСТВО - Страница 4

Её учение как оппозиционное византийскому христианству направление закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть иерархов и верующих церкви признавали Халкидонский Символ веры, но в трудах Ниневийского епископа Исаака Сирина (VI–VII вв.) нет доказательств, что он отрицал Халкидонский Символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви Востока. Именно монофизиты (так их называл историк церкви Антон Владимирович Карташев (1875–1960 гг.) вслед за Иоанном Дамаскиным (около 675 – около 753 гг.), хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных, и католиков. Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского (около 350 – 428 гг.) было проведено императором Юстинианом I (527–565 гг.) с целью примирения с миафизитами. Этого добиться не удалось, но в результате произошёл канонический разрыв с Церковью Востока в целом (независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры); однако не разрыв евхаристического общения. С тех пор, считая себя и халкидонитов православными и совместно противостоящими миафизитам и претендуя на руководство халкидонитами на своей территории, Церковь Востока отказывалась даже направлять своих представителей на Вселенские соборы и рассматривать их как Вселенские. Однако по правилам Вселенских соборов для общения с общинами, прославляющими еретиков, требуется только анафематствование ими сути ереси, а не самого еретика как личности, но учение Нестория о Христородице и Богоприимнице Церковью Востока никогда и не признавалось, поэтому служение халкидонитов (таких как Сахдона и, видимо, Исаак Сирин) в Церкви Востока правомерно. В отличие от отношений с другими древневосточными церквами, православные церкви и Церковь Востока никогда не анафематствовали друг друга. Исследователям неясно, когда в Церкви Востока утвердилось впоследствии признанное протестантами особое учение о евхаристии, которое в наше время сделало невозможным евхаристическое общение с не являющимися сторонниками христологии и терминологии Нестория и неанафематствованными «несторианами»; его не было ещё в XIII в. Находившаяся в евхаристическом общении с Церковью Востока Русская церковь в XIV в. была признана Константинопольским патриархатом истинно православной, а его богословы считали русских «истинными ромеями», кардинально отличающимися от христиан-«варваров» – славян Балканского полуострова и католиков. Таким образом, именно православие является исконной древней религией народов Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Китая, Японии, Кореи, Таиланда – т.е. всей канонической территории Русской православной церкви. Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, среди осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, кыргызов. Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан), существовала также объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия). Среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель Абу-Райхан Бируни (973–1048 гг.) писал: «Большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана – несториане» (иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели).

 



 
PR-CY.ru