НЕСТОРИАНСТВО - Страница 3

Спор был решён императором Феодосием II (408–450 гг.), который утвердил постановление возглавляемой Кириллом александрийской делегации. Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 г., проведённый по инициативе монофизитского Александрийского патриарха Диоскора I (444–451 гг.), впоследствии объявленный «Разбойничьим собором». Окончательно ересь Нестория, вне богослужения не желавшего именовать Деву Марию «Богородицей» без оговорок и использовавшего свои новые термины «Христородица» и «Богоприимница», была осуждена и на Халкидонском соборе в 451 г., собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением Константинопольского архимандрита Евтихия (ум. в 582 г.), будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу терминология Нестория и ересь Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в едином лице Иисуса Христа. Вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он принадлежал (как и несомненно православный Иоанн Златоуст). После дискредитации антиохийской традиции в церкви Римской (Византийской) империи, выразившейся в осуждении Нестория на Третьем (Эфесском) и Четвёртом (Халкидонском) Вселенских соборах (431 и 451 гг.), а также осуждении учителя Нестория Феодора Мопсуестийского (около 350 – 428 гг.) на Пятом Вселенском соборе в Константинополе она сохранилась только в русле традиции Ассирийской Церкви Востока и Древней Ассирийской Церкви Востока (см. Древняя Ассирийская Церковь Востока). Их христологию после смерти Нестория создал видный деятель Ассирийской Церкви Востока Мар Бабай Великий (551–628 гг.), на основе христологических учений христианского богослова Диодора Тарсийского (IV в.) и Евагрия Понтийского (346–399 гг.). Он лично отредактировал их сочинения для исключения ересей идеализма и оригенизма. Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии данной церкви, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их «несторианами». Академик Василий Владимирович Бартольд (1869–1913 гг.), говоря о несторианах, отмечал, что в Средней Азии они не называли себя христианами или несторианами, и писал, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя насрани, т.е. назореями (от Иисус Назорей) и наср (по-арабски – Священное Писание). Ассирийская Церковь Востока представляет собой самобытную христианскую конфессию. Независимая богословская экспертиза её христологии, проведённая фондом «Pro Oriente» (дословный перевод – «Во имя Востока» или «За Восток») с участием ведущих богословов Константинопольского патриархата и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому Символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. Ассирийская Церковь Востока с 1997 г. изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении литургии и других диофизитских церквей. Современный богослов Ассирийской Церкви Востока Мар Апрем пишет: «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием. Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием». Будучи гонимыми в Византии, большая часть собственно несториан ушли в Персию, присоединились к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция.

 



 
PR-CY.ru