НЕСТОРИАНСТВО - Страница 5

В 635 г. несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Оно проникло даже в Японию. Таким образом, в древности несторианство стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло оно и в Индию. В 628 г. несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммада охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета, поскольку во всех завоёванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну из авраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же самое происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе, для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну. Однако к концу Средневековья несторианство зачахло. В Китае уже в 845 г. провозглашается на него запрет. В Средней Азии и на Ближнем Востоке восторжествовал ислам, особенно из-за крестовых походов, в результате которых мусульманские правители стали рассматривать христианство как угрозу. Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась большая часть Азии; им даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход. В улусе Бату (русских землях) православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. Исследователи считают, что если бы несториане действительно были последователями Нестория, то это можно было бы расценивать как утрату канонического преемства на Руси. Но главное в том, что к канонической территории Русской православной церкви относятся Азербайджан, Средняя Азия, Китай и Япония, куда христианство принесла Церковь Востока, не считающая себя несторианской. Миссионерская деятельность Русской православной церкви не может быть основана на никак не обоснованном Священным Преданием анафематствовании древнего христианства коренного населения только потому, что миафизиты считают и Православную церковь, и Церковь Востока несторианскими. Однако уже в середине XIV в. среднеазиатский эмир Тамерлан (1336–1405 гг.), захвативший Мавераннахр, организовал резню несториан за их отказ принять ислам (уцелели лишь те, кто укрылись в Курдистанских горах). После образования империи Мин христиан изгнали из Китая. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), затем часть их после разрыва с католиками – к яковитам (Маланкарская православная церковь), только часть осталась в прежней вере. В 1552 г. часть ближневосточных несториан заключили унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь. Так как «несторианство», в отличие от учения Нестория, не было анафематствовано православной церковью, то половецких ханш, вышедших замуж за русских князей, заново не крестили (согласно Ибн Батуте, все кипчаки – христиане), значительное число половцев было ассимилировано русскими после монгольского нашествия. Ещё раньше половцы, основавшие Второе Болгарское царство, были ассимилированы православными болгарами, а православными грузинами были ассимилированы половцы Грузии, составлявшие костяк войск Давида Строителя (около 1073–1125 гг.). Венгерский национальный поэт Шандор Петёфи (1823–1849 гг.) подчёркивал, что он – половец, а композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887 гг.) изучал у них пляски. Сохранили идентичность половцы Венгрии, но в католицизм они начали переходить сразу же после переселения в Венгрию во время монгольского нашествия. При этом католики не различали половцев византийского и несторианского обряда, считая их всех «греками». Очень многие половцы после убийства их хана Котяна (около 1240 г.) переселились из Венгрии в Болгарию, как более близкую им страну. Слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком. После присоединения Сибири русскими и кряшенами были ассимилированы несториане Сибири, а в конце XIX в. епископ Абун Маар Йонан и несколько клириков были приняты в лоно Русской православной церкви в сущем чине. С ними примкнуло и значительное число верующих, а их потомки на территории Закавказья пребывают в лоне Русской православной церкви и после восстановления автокефальной Грузинской православной церкви. Являющееся основным препятствием для евхаристического общения православных и католиков с несторианами несторианское учение о евхаристии воспринято протестантами. См. также Несторий, Несториане



 
PR-CY.ru