МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ - Страница 11

Созданная Реформацией необходимость принять меры к исправлению католической церкви вызвала критическое к монашеству и в среде самого католичества. Возникла мысль об общей секуляризации (в Германии некоторые из государей отчасти её и произвели), и даже в комиссии кардиналов, учреждённой папой Павлом III (1534–1549 гг.), было высказано (в 1538 г.) предположение о постепенном уничтожении монастырей посредством удаления из них всех послушников и запрещения приёма новых. Однако эти решительные меры не были осуществлены. Постановлениями Триденстского собора (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг.) предписывалось только усиленно соблюдать монастырскую дисциплину, для чего монастыри должны были организоваться с конгрегации, и, кроме того, сильно расширялась власть епископов над монастырями. Всё это, однако, не приводило к значительным результатам, так же, как и реформы прежних орденов (августинцев, кармелитов, доминиканцев), предпринятые в течение XVI в. Казалось, силы западного монашества были совершенно истощены. Но оно сделало ещё одну могущественную попытку поднять падавшее владычество Римской церкви, увенчавшуюся значительным успехом. В 1540 г. св. Игнатием Лойолой (1491–1556 гг.) было основано «Общество Иисуса» (орден иезуитов), члены которого совершили большую культурную работу в качестве миссионеров, воспитателей и учёных, подчинив своему влиянию большинство прежних монашеских организаций, а также новых (члены которых давали только «простые обеты», а не «торжественные» – единственные, по каноническому праву Римской церкви, ненарушимые и бесповоротные), что придало всем этим организациям своеобразный, немонашеский характер, превратив их в эластичные, полумирские по своему устройству и совершенно «обмирщённые» по характеру деятельности армии для защиты Римской церкви. Ныне орден насчитывает более 22 тыс. членов, разделённых на 85 провинций; во главе стоит исполнительный генерал, избираемый пожизненно делегатами, по трое от каждой провинции. Сравнительное оживление западного монашества в эпоху религиозной борьбы, последовавшей за Реформацией (XVI и XVII вв.). В это время возникло большое число новых или обновлённых учреждений, среди которых исследователи выделяют следующие: 1) из числа реформированных прежних учреждений – орден траппистов, подвергнутый реформе в строго аскетическом духе аббатом де Рансе; французская конгрегация св. Мавра или маврикиане; реформированные цистерианцы Пор-Рояля; 2) из новых учреждений: а) ордены для ухода за больными – орден, учреждённый в Италии Камиллом де Лели (1584 г.); учреждённый в Испании орден «братьев-госпитальеров», получивший распространение во Франции и Германии под названием «братьев милосердия»; «сёстры милосердия» (или «серые сёстры») – орден, был основан Винцентом де Полем, учредителем лазаристов; б) ордены, посвятившие себя, главным образом, воспитанию: урсулинки, визитандинки (основан в 1610 г. в Савойе Франциском Сальским и Жанной Франсуазой де Шанталь), пиаристы. В 1558 г. в Риме возникло ещё одно своеобразное учреждение – так называемые ораторианцы: по инициативе Филиппа Нери в капелле при устроенном им госпитале стали собираться для совместного чтения и толкования священных книг духовные лица, не приносившие монашеских обетов. Это учреждение (основанное в 1577 г.) было перенесено в 1611 г. во Францию. Ораторианцы (особенно французские) прославились своими заслугами в области философии и науки (к французским ораторианцам принадлежали Мальбранш, Жан Морен и др., к итальянским – кардинал Бароний).

 



 
PR-CY.ru