МОНАШЕСТВО ЗАПАДНОЕ - Страница 12

XVIII век создал условия, крайне неблагоприятные для монашества: политика так называемого просвещённого деспотизма, а затем Французская революция нанесли ему жестокий удар в тех странах, где оно уцелело после Реформации. Крутые меры против злоупотреблений монахов и против самого монашества (особенно против нищенствующих орденов) в Тоскане – при Франце I и Леопольде I, в Австрии – при Иосифе II, закрывшем множество монастырей и конфисковавшем их имущество, несмотря на вмешательство папы Пия VI (1775–1799 гг.), изгнание иезуитов из Португалии, Испании, Франции и папская булла, уничтожившая этот орден, наконец, уничтожение во Франции (законами 13 февраля 1790 г. и 18 августа 1792 г.) до 820 мужских и 255 женских монастырей – всё это были отдельные моменты почти непрерывной борьбы, которая в течение всего XVIII в. подрывала силы монашества, создавшего за весь этот век едва ли десяток новых учреждений (из них наиболее замечательны ордены пассионистов и редемптористов). Только со времени восстановления иезуитского ордена в 1814 г. начинается новое движение в монашестве, причём вновь возникающие организации часто находятся под влиянием иезуитов. XIX век также не улучшил положения западного монашества. Во Франции, где к началу XIX в. уцелела лишь организация сестёр милосердия, при Империи были восстановлены лишь некоторые активные полумонашеские общины. Реставрация привела к восстановлению собственно монашеских орденов – доминиканцев, бенедиктинцев, картузианцев, траппистов и др. Эпоха Июльской монархии снова была неблагоприятной для монашества, которое при Второй империи пережило последний благоприятный момент во Франции. Третья республика совершенно запретила во Франции орден иезуитов; остальные допускались лишь при одобрении их уставов правительством. В Португалии (28 марта 1834 г.) монастыри (до 500) были уничтожены, их имущество отобрано в казну; то же произошло в Испании в 1835 г. В Италии по закону 1866 г. были уничтожены все монастыри в пределах сардинских владений, а в 1873 г. эта мера была распространена и на всю Италию, причём вся собственность монастырей была признана национальным имуществом. В Германии в эпоху культркампфа майским законом 1875 г. были уничтожены все ордены, кроме посвящённых уходу за больными (затем, однако, применение этого закона было значительно ослаблено). Только в Австрии в XIX в. монашество снова усилилось. В общем, среди католического монашества наибольшее значение приобрели те ордены, которые имеют активный, полумонашеский характер, посвящают себя благотворительности и воспитанию, но такие ордены имеют мало общего с первоначальным монашеством. Протестантизм отверг монашество как форму религиозной жизни, поскольку, согласно протестантскому вероучению, человек может добиться спасения не с помощью «ухода от мира», добрых дел, таинств, аскетизма и молитв, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Однако сегодня в ряде евангелических церквей, а также в англиканстве наблюдаются попытки возродить церковную практику монашества, хотя и без обязательных монашеских уставов (см. Конгрегация).

 



 
PR-CY.ru