МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

При нём в Муромском Успенском монастыре начали действовать новая паровая мельница «с локомобилем» и кожевенный завод; монахи продавали рыбу, скот, масло, овёс и проч. Использование технических новинок в хозяйстве («жатвенные снаряды, молотилки и веялка-сортировка») позволяло обеспечивать братию собственным зерном круглый год (Национальный архив Республики Карелия). В начале ХХ в. Муромский Успенский монастырь занимал третье место среди мужских обителей Олонецкой епархии по размерам основного капитала (20 564 руб.). В 1901 г. монастырское стадо включало сорок голов рогатого скота, содержали семь лошадей; с полей и огородов были собраны 55 четверти ржи, 50 четвертей овса, 300 мер картофеля, 700 кочанов капусты (Национальный архив Республики Карелия). Муромский Успенский монастырь, окружённый болотами с востока и севера, находился в «малолюдной и труднодоступной местности», в стороне от почтовых трактов, паломники посещали его, главным образом, летом и зимой. Мощи преподобного Лазаря Муромского пребывали под спудом в деревянной часовне, устроенной за алтарём Лазаревской церкви («о самую стену алтаря с восточной стороны»), на братском кладбище. Близ алтаря каменной Успенской церкви, над могилой преподобного Афанасия Муромского, первоначально стояла деревянная часовня. После возведения каменной Всехсвятской церкви его гробница была установлена в специальной нише на её левой стороне. С именем преподобного Афанасия монастырское предание связывало железные вериги, которые монахи берегли как святыню. В конце XIX в. над Лазаревской церковью для сохранения её от разрушения была возведена часовня-«футляр», и стоявшая над мощами основателя рака оказалась внутри неё. В часовне хранились деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, два блюдца для проскомидии) преподобного Лазаря, его крашенинная риза и резной подсвечник «в виде треножника». На подоконнике лежали куски старинного мукомольного жернова, которыми мололи хлеб при первых насельниках. В древнем храме были собраны монастырские иконы XV–XVI вв. Среди них – образ «Исцеление слепорождённого» (XV в.), сюжетно связанный с событиями, описанными в «Житии преподобного Лазаря Муромского» (чудо о прозрении сына старейшины лопарей по молитвам святого). В 1959 г. экспедиция Государственного Русского музея вывезла часть редких икон для их реставрации и дальнейшего хранения в музейных фондах (Карельский государственный краеведческий музей). Во Всехсвятском храме за правым клиросом пребывала чтимая икона Успения Пресвятой Богородицы, считавшаяся увеличенной копией образа, принадлежавшего преподобному Лазарю и исчезнувшего в пожаре XVI в. или во время разорения 1612/1613 г. В Муромском Успенском монастыре паломники обязательно поклонялись «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги «от времен седой старины». Ежегодно 24 июня к нему устраивалось торжественное шествие с молебным пением. После закрытия Муромского Успенского монастыря в 1919 г. на его территории была создана сельхозкоммуна имени Троцкого. При описи монастырского имущества последний настоятель иеромонах Иоаким был арестован по обвинению в растрате (Национальный архив Республики Карелия). Исследователи полагают, что последние муромские монахи были расстреляны, но место их погребения неизвестно. После 1945 г. в сохранившихся монастырских постройках разместили дом инвалидов. В 1959 г. церковь Воскрешения праведного Лазаря была перевезена в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник на острове Кижи. В 1991 г. началось возрождение обители. Часовня-«футляр» была переделана в летнюю церковь Воскрешения праведного Лазаря. Трудами малочисленной братии восстановлены Успенский храм, каменный корпус с домовой Никольской церковью, реставрируется Всехсвятский храм. С 26 июля 2012 г. наместником обители является игумен Илия (Горбачёв). В городе Пудоже находится монастырское подворье.



 
PR-CY.ru