МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Но через несколько лет из-за многочисленных жалоб вкладчиков Муромского Успенского монастыря, обращавшихся и к церковным, и к высшим светским властям, обитель со всеми владениями вернули прежним монахам (исследователи отмечают, что в краеведческой литературе преобразование Муромского Успенского монастыря в женский ошибочно датируется 1786 г.). К середине XVIII в. число насельников Муромского Успенского монастыря уменьшилось. Если в 1738 г. община включала строителя иеромонаха Кирилла, келаря монаха Германа, казначея монаха Тарасия и 17 старцев, то в начале 1740 гг. в ней оставались шесть монахов (Российский государственный архи древних актов). К началу 1760 гг. к монастырю были приписаны «малобратные» Рубежская, Сунарецкая и Вашеостровская пустыни (Российский государственный исторический архив). Во время реформы 1764 г. Муромский Успенский монастырь первоначально был оставлен «на собственном содержании», со строителем и шестью монашескими вакансиями. Обитель возглавляли игумен Тарасий (1764–1773 гг.), при котором была возведена церковь в честь Богоявления (1768 г.), иеромонахи Пафнутий (1775–1784 гг.) и Иосиф (1784–1785 гг.). К середине 1780 гг. мон-астыь пришёл в упадок (Российский государственный исторический архив), в 1786 г. по предложению Олонецкого и Каргопольского епископа Амвросия (Серебрянникова) упразднён, а освободившееся место «за штатом» отдано Стороженскому монастырю. Деревянные церкви Успения, Богоявления, Рождества Иоанна Предтечи и Воскрешения Лазаря стали приходскими (Национальный архив Республики Карелия). Исследователям известны имена священников, служивших в храмах упразднённого монастыря: Иаков Ларионов (1784–1798 гг.), Феофилакт Терентьев (до 1825 г.), Косма Феофилактов (до 1867 г.). Источниками доходов для причта служили 160 десятин земли разного качества (большая её часть сдавалась в аренду местным жителям), а также мельница на реке Самина. Доход приносили проценты с «вечного» капитала, пожертвования богомольцев «на поминовение душ умерших». Упразднённый Муромский Успенский монастырь не имел собственных прихожан. Из-за неудобства путей сообщения с соседними деревнями и опасности «неправильного народного ропота» епархиальные власти не решались приписывать к его церквам кого-либо из местных крестьян (Национальный архив Республики Карелия). К началу 1860 гг. строения упразднённого монастыря обветшали. Богоявленская церковь, две часовни и развалившаяся кладбищенская ограда нуждались в срочном ремонте, но у причта не хватало на это средств (Национальный архив Республики Карелия). По инициативе священника Космы Феофилактова с 1855 г. началось строительство нового, кирпичного Успенского храма. В конце 1830 – начале 1840 гг. на территории Муромского Успенского монастыря недолго существовала женская община, сложившаяся из жительниц окрестных деревень и странниц. Её возглавляла крестьянская девица Феодосия Кизилова из Воронежской губернии. Епархиальные власти не разрешили официально учредить общину из-за отсутствия надёжных источников финансирования и наличия в Олонецкой епархии женского Успенского монастыря в Каргополе. Возрождение Муромского Успенского монастыря стало возможным благодаря финансовой помощи пудожского купца Ивана Ивановича Малокрошечного и активной поддержке местного населения. В 1867 г. мужской монастырь был открыт «без всякого пособия от правительства» с условием создать при нём «приют для престарелых и убогих».

 



 
PR-CY.ru