МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - Страница 8

Вслед за Аристотелем Марсилий Падуанский считал, что «гражданские сообщества» создаются людьми, обладающими определёнными качествами, прежде всего, свободой. Совокупность граждан («гражданская корпорация», «universitas civium») обладает высшей властью внутри «гражданского сообщества» – властью устанавливать человеческие законы. В случае отсутствия консенсуса между гражданами решения принимаются их «превалирующей частью» («valencior pars»). Численное ли это большинство или же политически влиятельное меньшинство (знать), зависит от конкретного гражданского сообщества. «Превалирующая часть» не представляет собой всю «гражданскую корпорацию», но подменяет её, т.е. не является органом, тождественным парламентам современных государств. «Гражданскую корпорацию» или её «превалирующую часть» Марсилий Падуанский называл «человеческим законодателем» («legislator humanus»). Согласно Марсилию Падуанскому, процедура принятия закона такова: вся «гражданская корпорация» или её «превалирующая часть» избирает «мудрых мужей», которые изучают потребности гражданского сообщества и формулируют текст закона. Общее собрание граждан обсуждает законопроект, вносит в него поправки, а затем либо принимает его, либо отвергает. Затем закон в обязательном порядке должен быть обнародован. Подобная процедура похожа на процесс законотворчества в северо-итальянских городах XIV в. (например, в Падуе). Кроме принятия законов «человеческий законодатель» избирает «правящую часть» («pars principans»), которая определяет иные институты гражданского сообщества и следит за соблюдением законов. Если «правящая часть» сама нарушает закон, то она подлежит суду «человеческого законодателя». Таким образом, «правящая власть» в представлениях Марсилия Падуанского консолидирует исполнительную и судебную ветви власти, однако изначально лишена законодательных полномочий, которые, однако, могут быть переданы ей (с возможностью отзыва) «человеческим законодателем», как это и произошло в Священной Римской империи, где император фактически стал «человеческим законодателем». Марсилий Падуанский не уточняет, что именно представляет собой «правящая часть»: это могут быть и один правитель (princeps), и коллегия правителей – главное, чтобы их решения были консолидированными. Поэтому исследователи не могут считать Марсилия Падуанского сторонником республиканской или монархической формы правления. Члены «правящей части» должны обладать необходимыми для исполнения своей должности качествами: 14-я глава трактата «Защитник мира» названа «О качествах или характеристиках совершенного правителя» и по своему содержанию очень близка к появившимся в середине XIV в. сборникам советов для правителей и других магистратов северо-итальянских городов. Главная функция «правящей части» – регулировать внешние человеческие действия таким образом, чтобы избежать злоупотреблений (эксцессов) и сохранить их баланс ради мира. Это является прямой аналогией со стратегией средневековых врачей, которые для поддержания здоровья человека старались восстановить баланс элементов в организме. Предпринятые в конце XIX – XX вв. попытки увидеть в учении Марсилия Падуанского о светской власти революционные и прогрессивные призывы к смене общего для Западной Европы политического уклада оказались неудачными; как правило, они были связаны со скандальной славой, окружавшей Марсилия Падуанского и его произведения.



 
PR-CY.ru