МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - Страница 7

В современной историографии ведётся дискуссия о воплощении на практике идей Марсилия Падуанского: некоторые историки видят в римском походе Людовика IV Баварского реализацию экклезиологической программы, предложенной в трактате «Защитник мира», другие исследователи отрицают совпадение действий императора с идеями Марсилия Падуанского. Представления Марсилия Падуанского о светской власти не получили отклика у его современников, по мнению исследователей, в связи с тем, что они не выделялись из традиции переосмысления «Политики» Аристотеля во второй половине XIII в. Впервые политические построения Марсилия Падуанского были осмыслены лишь в 1530 гг. У. Маршаллом, который при подготовке английского перевода сочинения «Защитник мира» был вынужден изменять текст, чтобы он не казался крамольным по отношению к английскому королю. По этой же причине в 1545 г. на немецкий язык была переведена только вторая часть трактата, тогда как в первой части Марсилий Падуанский описал своё видение структуры и функционирования светской власти. Ио мнению исследователей, читателю XVI в. казалось, что политические воззрения Марсилия Падуанского противоречили сложившимся политическим реалиям. В следующем столетии в «Защитнике мира» перестали видеть антипапский памфлет и воспринимали его как сочинение, содержащее политико-правовую доктрину. Именно поэтому в XIX–XX вв. внимание исследователей было приковано только к политической теории Марсилия Падуанского, в которой пытались обнаружить предвестие правового позитивизма, теории разделения властей, народного суверенитета и общественного договора. В настоящее время подобные гипотезы отрицаются как искусственные модернизации. Представления Марсилия Падуанского о светской власти исследователи считают своеобразным применением аристотелевских категорий к властным институтам и механизмам части Священной Римской империи начала XIV в. со столицей в Риме и политическим центром в Северной Италии (так называемое Италийское королевство, regnum Italicum), а не в заальпийских германских землях. Марсилий Падуанский разделял утверждение Аристотеля об универсальности полисной организации любой высокоразвитой человеческой общины. Он не использовал понятие «государство», политической единицей для него являлось «сообщество» («communitas»), совокупность граждан которого образует «гражданскую корпорацию» («universitas civium»). Все современные ему формы политического общежития (империя, королевство, город) Марсилий Падуанский называл «гражданскими сообществами». Причём небольшое «гражданское сообщество» (например, город) может входить в состав более крупного (королевства, империи), сохраняя при этом свои качественные характеристики: так, северо-итальянские города являются частью Италийского королевства, которое, в свою очередь, было частью Священной Римской империи, что, очевидно, не соответствует современным представлениям о суверенитете.

 



 
PR-CY.ru