МУЖИЛОВСКИЙ Андрей - Страница 5

В письме Римский папа назван предтечей антихриста. После поставления Петра (Могилы) на Киевскую кафедру монах Анатолий и Сильвестр (Косов), собрав вооружённых мещан, казаков и монастырских крестьян, 2 июля 1633 г. заняли Софийский собор и другие церкви в Киеве, находившиеся в руках униатов. Одно из последних упоминаний о монахе Анатолии содержится в извлечении из декрета коронного трибунала за июль 1633 г., где зафиксировано его участие в делах Киево-Печерского монастыря. Исследователи полагают, что шляхтич Анатолий Мужиловский, отмеченный в 1633 г. среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии, а в 1642 г. вместе с Филофеем (Кизаревичем) как представитель Киево-Печерского монастыря в суде о монастырских землях, – это Андрей Мужиловский. Андрей Мужиловский был отцом Самуила (Силуяна) Мужиловского (начало XVII в. – около 1655 г.), политического и военного деятеля, дипломата, участника посольств в Стокгольм, Молдавию и Москву. Младшим братом или племянником Андрея Мужиловского был Григорий Мужиловский, священник, участник военных действий во время восстания Богдана Михайловича Хмельницкого. Андрей Мужиловский является автором двух полемических произведений. В небольшом сочинение «Отпис на лист унитов виленских...» (1616 г.) подвергнуты критическому разбору основы заключения Брестской унии 1596 г., католическое учение о Filioque, исторические аргументы униатов. Автор упрекал Римских пап в моральной нечистоплотности, зависимости от материальных благ. Униаты на это произведение не ответили. Основным сочинением Андрея Мужиловского является написанный на польском языке трактат «Противоядие уважаемому русскому народу, или Средство против наполненной ядом «Апологии», изданной Мелетием Смотрицким, в которой [он] Русскую Православную Церковь безосновательно назвал ересью и схизмой, для некоторых борзописцев». Книга была издана в начале 1629 г. предположительно в Вильно. «Антидотум...» стал заметным явлением в борьбе против унии. Автор не только уделил внимание теологическим аспектам полемики, но и высказал свои политические взгляды, произведение насыщено национально-патриотическими мотивами. Оно предваряется коротким посвящением митрополиту Иову (Борецкому), включает десять разделов, в которых Андрей Мужиловский критикует «Апологию...», заканчивается книга обращением к православным соотечественникам духовного и светского состояний. Андрей Мужиловский выступил прежде против рассуждений Мелетия (Смотрицкого) о «еретизме» православных полемистов и о «слепом» их ученичестве у лютеран и кальвинистов. Андрей Мужиловский пишет о наличии серьёзных догматических различий между православием и католицизмом, прежде всего, в наличии у католиков учения о Filioque и догмата о примате Римских пап. Андрей Мужиловский признаёт только одного главу христиан – Христа, Римский папа должен признать себя равным с православными патриархами Востока. Андрей Мужиловский подверг язвительной критике поездку Мелетия (Смотрицкого) на Восток, считая, что ответ на вопрос о чистоте «русской веры» нужно искать не на Востоке, а на родине. «Загрязнение» веры необходимо, по мнению Андрея Мужиловского, исследовать не по памфлетам «скрибентов», а на основе «науки Христа, апостолов, пророков, постановлений Синода, писаний святых отцов». Андрей Мужиловский защищает православность сочинений Зизания, Филалета (см. Броневский Мартин), Клирика Острожского, Теофила Ортолога (т.е. самого Мелетия (Смотрицкого) в православный период его жизни).

 



 
PR-CY.ru