МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 10

Учение Мальбранша о человеке является следствием его онтологии. Модусы духовной и материальной субстанций, соединяясь в человеке, взаимно соответствуют друг другу – мысли души движениям тела и наоборот. Высшая причина этого взаимного соответствия – постоянная и всегда действующая воля Бога. Природу души, по мнению Мальбранша, невозможно познать с исчерпывающей полнотой, поскольку людям неизвестны все её возможные модификации. Бог может вызывать бесчисленные изменения в душе, большинство из которых ожидают её только в загробной жизни. Количество же модификаций, претерпеваемых душой в земной жизни, весьма ограниченно. Это объясняется тем, что в земной жизни душа соединена с телом, которое сковывает её, оказывая влияние на мысли и чувства. В загробном мире душа совершенно избавится от тех ощущений, которые соответствуют движениям материальных тел и принудительно проникают в неё. Когда связь души с Богом неизмеримо усилится, появятся и новые впечатления, о которых в нынешней жизни человек не может иметь никакого представления. Человек мог бы обладать исчерпывающим знанием о душе, только если бы имел её ясную и отчётливую идею, но такой идеи у него нет. Согласно Мальбраншу, наличие человеческой свободы подтверждается внутренним чувством, а также тем фактом, что отрицающая её точка зрения до основания разрушает религию и мораль. Если нет свободы, то нет никакого смысла говорить о божественной и даже о человеческой справедливости. Этическое учение Никола Мальбранш разделял на две основные части: первая посвящена добродетели, вторая – нравственным обязанностям. Поскольку человек – разумное существо, он тем добродетельнее, тем совершеннее, чем больше приобщён к Разуму, управляющему всем миром, т.е. к Богу. Подлинная добродетель, по мнению Мальбранша, состоит в повиновении божественному закону или, что то же самое, в любви к высшему Порядку (слово «Порядок» Никола Мальбранш намеренно в своей этике писал с заглавной буквы, чтобы дать читателю понять, что речь идёт о Боге; в данном контексте Порядок эквивалентен Логосу как божественному разумному Закону), заключающему в себе отношения совершенства: «Любовь к Порядку – не просто главная из моральных добродетелей, это единственная добродетель; это основная, фундаментальная, универсальная добродетель». Никола Мальбранш различал два вида «актов любви»: естественные и свободные. Действия естественной любви – «чисто волевые»; они производны от удовольствий. Всякое удовольствие вызывает естественное движение души к тому объекту, который послужил его причиной. Свободная любовь рациональна, зависит от разумных оснований, позволяющих душе сопротивляться внешним обстоятельствам. Этот вид любви Никола Мальбранш называл «любовью выбора».

 



 
PR-CY.ru