МАЛЬБРАНШ Никола

МАЛЬБРАНШ Никола (1638–1715 гг.) – французский религиозный мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Родившийся в многодетной дворянской семье, Никола Мальбранш получил домашнее образование: он рос болезненным ребёнком, что повлияло на соответствующее решение родителей. Замкнутый домашний образ жизни, почти полная изоляция от сверстников, воспитание в религиозном духе – всё это в немалой степени способствовало возникновению склонности к уединённым размышлениям, наложившей отпечаток на весь последующий жизненный путь Мальбранша. К 16 годам здоровье Николы Мальбранша несколько поправилось, и родители сочли возможным направить его для продолжения образования в парижский коллеж Ла-Марш. В октябре 1656 г. Никола Мальбранш приступил к углублённому изучению теологии в Сорбонне, которое продолжалось три года. В 1658 г. в его жизни произошло одно из переломных событий: Мальбранш потерял родителей, что во многом повлияло на его решение вступить в католическую конгрегацию Оратория Иисуса (Société de l'Oratoire de Jésus). С 18 января 1660 г. Никола Мальбранш как послушник Оратории изучал Священное Писание, библейскую экзегетику, сочинения отцов церкви, теологию, церковную историю; значительного интереса к философии в этот период он не проявлял. В 1664 г. Никола Мальбранш был рукоположён во пресвитера. В том же году произошло ещё одно переломное событие в его жизни: он познакомился с сочинением Рене Декарта (1596–1650 гг.) «Трактат о человеке» («L'Homme»), которое было написано в 1630 гг., но впервые опубликовано лишь посмертно (на французском языке – в апреле 1664 г.). Чтение трактата, посвящённого, главным образом, проблемам механистической физиологии, произвело на Мальбранша сильнейшее впечатление и пробудило интерес к одной из основных проблем философии Рене Декарта, связанной с попыткой объяснить взаимодействие «телесной машины» и души. С этого времени Никола Мальбранш, изучая философское наследие Рене Декарта, занимался самообразованием в области математики, физики, психологии, морали, метафизики. Духовный климат парижской Оратории также оказал определённое влияние на его творчество, поскольку многие её члены благожелательно относились к философскому учению Рене Декарта; так, кардинал Пьер де Берюль (1575–1629 гг.), основатель Оратории, непосредственно побуждал Рене Декарта к обнародованию его новаторских сочинений. Вместе с тем, хотя в качестве единой организации Оратория не имела обязательной для её членов философской доктрины, многие католические теологи подвергали учение Рене Декарта жёсткой критике, вследствие чего деятельность Мальбранша, развивавшего идеи Рене Декарта, была сопряжена со значительными сложностями.

 



 
PR-CY.ru