МЕЛХИСЕДЕК - Страница 8

Для многих авторов становится актуальной тема превосходства Христова священства по чину Мельхиседека над Аароновым, восходящая к истолкованию, представленному в Евр. 7. Ориген, рассматривая Аароново священство в контрасте с Мелхиседековым, называет Христа Тем, Кто по чину Мельхиседека становится проводником спасительного служения. Прародитель ветхозаветного священства жертвует десятину Мельхиседеку и получает благословение о того, кто стал образом новозаветного священника. Слова из Пс. 109:4 указывают на христианское таинство священства и не могут указывать, как это, очевидно, было принято среди иудеев, на какого-либо земного царя, например, Езекию. Провозглашение становления нового священства по чину Мельхиседека должно означать прекращение прежнего, из рода Аарона, вместе с переменой ветхого закона. Независимо от интерпретации Евр. 7 происходило раскрытие литургического истолкования образа Мельхиседека. У Климента Александрийского впервые встречается широко распространённое в христианской экзегезе типологическое понимание принесённых Мельхиседеком хлеба и вина как прообраза евхаристии. Более подробно эта типология была представлена у Киприана Карфагенского, для которого хлеб и вино Мельхиседека являются прообразом жертвы Христовой. Господь, принеся хлеб и чашу с вином, исполнил истину, предначертанную в образе, будучи Сам полнотой истины. Согласно Августину Блаженному, в истории Мельхиседека «впервые объявилось о жертве, которую в настоящее время христиане приносят Богу по всему миру». Паломница Эгерия (IV в.) сообщает о том, что в селении Седима, построенном на месте древнего Салима, была церковь, названная «opu Melchisedech», на том месте, где Мельхиседек принёс хлеб и вино, т.е. жертвы чистые. В итинерарии, приписываемом Антонину Плацентийскому (VI в.), говорится об алтаре Мельхиседека и Авраама, расположенном рядом с Голгофой. Имя Мельхиседека как одного из первосвященников упоминается в древней молитве при поставлении во епископа и после поставления. Различные предания нашли отражение в современной богослужебной традиции Русской православной  церкви, когда в стихире великой вечерни в Неделю святых отец о Мельхиседеке говорится, что он «рождение без отца ныне видит свыше». Слова Пс. 109:4 используются в качестве заглавного стиха прокимна четвёртого гласа на службе в память святых пророков. Рассказ о Мельхиседеке (Быт. 14:14–20) читается на паремиях в седьмое воскресенье после Пасхи (память отцов Никейского Собора) и 16 июля (память отцов четвёртого Вселенского Собора). Изображения Мельхиседека как священника известны исследователям с раннехристианского времени. Наиболее ранние представлены в цикле истории Авраама, иллюстрирующем текст Быт. 14:17–24 о встрече Мельхиседека с Авраамом (например, на мозаике нефа церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.); на миниатюре в Венском Генезисе (VI в.)). Сцена жертвоприношения Мельхиседеком как прообразующая евхаристию включается в мозаичную декорацию храмов в VI–VII вв. (вима церкви Сан-Витале в Равенне, 546–547 гг., – «Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека»; апсида церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VII в., – «Жертвоприношение Авеля, Авраама и Мелхиседека»).

 



 
PR-CY.ru