МЕЛХИСЕДЕК - Страница 2

Вопрос, каким образом Мельхиседек мог быть священником истинного Бога, если его генеалогия не приводится в Ветхом Завете, остаётся загадкой для исследователей: говорится ли в рассказе о Мельхиседеке о почитании истинного Бога среди доизраильских племён, или же его образ служит исключительно целям последующей историософии. В любом случае загадочный образ Мельхиседека оказался в центре внимания разных религиозных традиций. Мельхиседек также упоминается в Ветхом Завете в так называемом царском псалме, где к не названному по имени царю из династии Давида обращены слова: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). В Месопотамском Талмуде вторая часть стиха звучит как «в соответствии с/по» Мельхиседеком, чтение «по чину Мелхиседека» восходит к переводу Септуагинты (ср. Вульгату – «secundum ordinem»). Исследователи полагают, что слова псалма служат целью провозгласить легитимность новой династии царей-священников из рода царя Давида, чьё преемство носит не родовой, но мистический характер; в основе этого преемства лежит действие свободной воли Божьей. Кроме того, содержание всего псалма (особенно Пс. 109:5–6) позволяет исследователям рассматривать обращение к Мельхиседеку как пророчество о священническом служении будущего Мессии. В Новом Завете, в «Послании к Евреям», Мельхиседек представлен образом Христа, Который показан как «Первосвященник навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20 ср.: 1 Макк. 14:41). Его имя истолковывается как «царь правды» или «царь мира» по значению города Салима (Евр. 7:2). Автор Послания обращается к известному аудитории образу Мельхиседека, чтобы донести до них представление о том, что Христос был священником, несмотря на то что не принадлежал к роду левитов, тем самым показывая универсальный характер Его служения. Образ Мельхиседека в Новом Завете основан на христологическом истолковании слов Пс. 109:4 и Быт. 14. Повторяя рассказ Быт. 14:17–22 (Евр. 7:1–2), автор Послания придаёт основным его положениям мистический характер. Подчёркивается чудесное происхождение Мельхиседека, который был «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», и непреходящий характер его священства, тем самым становится возможным говорить о нём как о подобном Сыну Божию (Евр. 7:3). Тот факт, что Авраам дал десятую часть добычи Мельхиседека, который, в свою очередь, благословил его, подчёркивает, что «без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим» (Евр. 7:7). Мистическим образом Мельхиседек в лице Авраама благословляет Левия, находящегося «в чреслах отца своего» (Евр. 7:10). Ко Христу применяются слова Пс. 109:4 (Евр. 5:6; 6:20; 7:17), где указывается на превосходство священства по чину Мельхиседека над священническим родом левитов. Тем самым появление Мельхиседека как родоначальника нового священства, по чину которого совершает Своё служение Христос, означает окончание левитского священства, а значит, и ветхозаветного закона (Евр. 7:11–19). В кумранских текстах часто встречается образ Мельхиседека, который играет важную роль как в небесной иерархии, так и в эсхатологических представлениях членов общины.

 



 
PR-CY.ru