МЕЛХИСЕДЕК - Страница 4

В более пространной редакции апокрифа сообщается о последующем откровении Бога Ниру, где содержится эсхатологическое обетование о появлении в последних поколениях другого Мельхиседека, который будет творить чудеса и станет более великим, нежели все прежние священники. Его обнаружит праведный человек на горе, где остановится ковчег Ноя. Под началом этого Мельхиседека соберутся 12 священников, которым он откроет «всё видимое и невидимое». Бо́льшая часть авторитетных исследователей видит в рассказе о Мельхиседеке в этом апокрифе элементы христианского влияния, которые были внесены редактором исходного иудейского предания, однако дискуссия об истоках возникновения этого предания внутри традиции раннего иудаизма не закончена. В древнерусских нестишных «Прологах» пространной редакции Исторического музея (вторая половина XIV в.) приводятся два сказания о Мельхиседеке. Впоследствии они вошли в Великие Минеи Четьи под 22 мая. Согласно краткому сказанию, Мельхиседек происходит из рода Хама, и его отцом назван Мелхил. Когда Мельхиседек увидел звёздное небо, то решил принести жертву Тому, Кто сотворил звёзды, чем разгневал отца-язычника, который задумал убить своего сына. Он кинул жребий, который указал на брата Мельхиседека. Тогда Мельхиседек бежал на гору Фавор, где и встретил Авраама. Более полное сказание сообщает, что когда Мельхиседек шёл по поручению отца взять тельца для языческого жертвоприношения, то после размышлений о небесных светилах обрёл веру во Всевышнего. Разгневанный отец повелел совершить человеческие жертвоприношения идолам, и жребий пал на Мельхиседека, который спасается бегством на гору Фавор. После его молитвы к Богу земля разверзлась и поглотила всех участников идолослужения и весь род его отца. Семь лет Мельхиседек скрывался на горе и в лесах, питаясь растениями и росой. Затем он встретил Авраама, благословил его, помазав маслом из рога, нарёк ему новое имя и вручил ему и его людям чашу неразбавленного вина и кусок (оуломокъ) хлеба. В древнерусской литературной традиции существуют различные варианты этих двух сказаний, где используются разные топонимы и имена его персонажей. Оригинальный текст более полного сказания есть на греческом языке и представлен в рукописной традиции как псевдоэпиграф Афанасия Александрийского. С эпизодами этих сказаний был знаком русский паломник игумен Даниил (начало XII в.), который в своём «Хождении» упоминает о пещере Мельхиседека на горе Фавор и сообщает предание, согласно которому Авраам при встрече с Мельхиседеком постриг ему волосы, ибо тот был космат. Текст содержит замечание в духе антикатолической полемики: по мнению автора, благословение Мельхиседека положило «начало литургиям хлебом и вином, а не опреснокам». У византийского хрониста Георгия Амартола в «Хронике» приводится апокрифическое предание, согласно которому Мельхиседек происходил из рода египетского царя Сида и был назван в честь своего отца Седека. Мельхиседек построил на горе Сидон город Салим, где и царствовал над хананеями в течение 113 лет. Этим же данным следуют и авторы других византийских хроник.

 



 
PR-CY.ru