МЕЛХИСЕДЕК

МЕЛХИСЕДЕК – священник ветхозаветный и царь, праведник (память в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец). Его теофорное имя носит составной характер и обычно интерпретируется как «мой Царь – праведность/справедливость» или «Царь праведности/справедливости». Наиболее близкой параллелью к нему является имя Адониседек («[мой] Господь-праведность», Нав. 10:1, 3; ср. также – «[мой] Царь – Бог» – Быт. 46:17). Оба элемента имени исследователи встречают в других библейских именах. Согласно другой интерпретации, вторая часть имени Мельхиседека содержит отсылку к имени западно-семитского божества: «[бог] Цедек – [мой] царь». Согласно книге «Бытие» (Быт. 14:17–24), когда Авраам возвращался после победы над царём Еламским Кедорлаомером и его союзниками, к нему навстречу вышел Мельхиседек с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. Мельхиседек назван царём города Салима, который считается более древним наименованием Иерусалима (ср.: Пс. 75:3). Мельхиседек был священником Бога Всевышнего (ср.: Пс. 78:35), Владыки (Создателя) неба и земли, от имени Которого Авраам получил через Мельхиседека благословение (Быт. 14:18–19). Имя Бога Всевышнего в Быт. 14:22 соотнесено с именем Божьим – тетраграмматоном (Иегова). Это дополнение отсутствует в переводах Септуагинты (LXX) и Пешитте и считается позднейшей редакторской глоссой. Из окончания стиха Быт. 14:20 по Месопотамскому Талмуду («он дал ему десятую часть») исследователям не совсем ясно, кто был совершителем этого; у глагола не указан по имени субъект, но, судя по параллельному описанию этого события в других традициях (Евр. 7; античные авторы и т.д.), исследователи считают вполне вероятным, речь идёт об Аврааме. На первый взгляд, исходя из буквального понимания текста, принесение Мельхиседеком «хлеба и вина» (Быт. 14:18) означает подкрепление Авраама и воинов, вернувшихся с битвы. При этом подношение из рук священника может обладать сакральным значением и быть может связано с его благословением. В Септуагинте (LXX) Мельхиседек передал им хлеба́ и вино. Согласно документальной теории, Быт. 14 не принадлежит ни к одному из источников формирования текста Пятикнижия, но, скорее, является частью независимого древнего сказания, при этом рассказ о Мельхиседеке (Быт. 14:18–20) был вставлен, как полагают исследователи, впоследствии в сообщение о встрече Авраама с царём Содомским, между стихами 17 и 21, повествование которых он прерывает. Тем самым вставка композиционно позволяет противопоставить Мельхиседека образу царя Содомского в этой истории. Среди библейских критиков встречаются как сторонники историчности описанных в рассказе о Мельхиседеке событий, так и те, кто рассматривают его как легенду. Содержание рассказа позволяет исследователям сделать вывод о существовании священства и о почитании истинного Бога на месте будущего Иерусалима ещё до формирования культа времён царей Давида и Соломона и тем самым обосновать его легитимность. Сочетание священника и царя в одном лице характерно для многих традиций Ближневосточного региона, тем не менее, объединение обеих функций в древнееврейской традиции встречается только в эпоху царя Давида (2 Цар. 6:14–18).

 



 
PR-CY.ru