МЕЛХИСЕДЕК - Страница 3

В богослужебном тексте «Песни субботнего жертвоприношения» Мельхиседек назван священником в собрании Бога: он единственный из семи «князей святости», вероятно, ангельских существ, кто упомянут по имени. В кумранском апокрифе на книгу «Бытие» пересказана библейская история Мельхиседека, при этом соотнесение имени Бога Всевышнего с именем Божьим (тетраграмматоном), как в Быт. 14:22, отсутствует, а Салим отождествлён с Иерусалимом. Мельхиседеку посвящён древнейший кумранский экзегетический трактат – так называемый Мидраш Мелхиседека (около II – I вв. до н.э.), где он является центральной фигурой Судного дня, который произойдёт в конце десятого юбилея. Мельхиседек как первосвященник выступает освободителем праведных в последние дни, когда они будут причислены к его жребию. По повелению Божию Мельхиседек отомстит всем сынам Велиала, освободив от его рук сынов праведности. Статус Мельхиседека как судьи подкреплён цитатами или аллюзиями на библейские тексты эсхатологического характера (Лев. 25:20–13; Ис. 61:1–3; Пс. 7:8–9; 81:1–2). Этот фрагмент также содержит самую древнюю цитату из «Книги пророка Даниила» (Дан. 9:25–26). В ряде кумранских документов упомянут вероятный противник Мельхиседека – Малкиреша, т.е. царь нечестия. В раввинистической литературе, в Талмуде, отдельные учители отождествляли Мельхиседека с одним из четырёх рабочих (наряду с мессией из родов Иосифа, Давида и пророком Илиёй) из апокалиптического видения пророка Захарии (Зах. 1:20), тем самым придавая его образу мессианское значение. По мнению других раввинов, Бог изначально даровал священство Мельхиседеку, но, поскольку тот сначала благословил патриарха, а только потом обратился к Всевышнему (Быт. 14:19–20), его священство было передано наследникам Авраама. Согласно таргумам (Неофити и Псевдо-Ионатана на Быт. 14:18), Мельхиседек отождествляется с сыном Ноя Симом, дожившим до времён Авраама. Кроме того, в таргумах Онкелоса и Псевдо-Ионатана отсутствует наименование Мельхиседека священником. Свидетельство отождествления иудеями Мельхиседека с Симом представлено в трудах христианских авторов. Исследователи рассматривают представленные в раввинистической литературе тенденции переосмысления библейского предания как реакцию на сформировавшееся в христианской традиции типологическое истолкование священства Мельхиседека. В апокрифической литературе, в славянском «Апокалипсисе Еноха» (перевод был сделан в X–XI вв., но текст, как полагают исследователи, восходит к I в. н.э.) Мельхиседек – один из праведников Ветхого Завета, племянник Ноя. В тексте подробно описываются чудесные обстоятельства рождения Мельхиседека: его мать Софонима зачала ребёнка без участия своего мужа Нира. В беседе с мужем она внезапно умирает. Ниру является архангел Гавриил, который сообщает, что выношенный его женой ребёнок будет праведником. Родившийся уже после смерти своей матери младенец Мельхиседек был прекрасен видом; он своими устами прославлял Господа. На сороковой день после его рождения, накануне потопа, архангел Гавриил восхищает младенца в Эдемский рай для сохранения на время, чтобы потом поставить его во главе священников нового человеческого рода праведных (2 Енох. 71–72).

 



 
PR-CY.ru