МАКАРИЙ - Страница 2

По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном литературном центре, скорее всего, в Москве, возможно, Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решён. Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (начало: «Вѣренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвящённый Макарию. Н.В. Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвящённый Макарию (Макариевский сборник), – Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом), середини XVIII в., – и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д.Р. Ерофеев, который обнаружил ещё два сборника, близкие по составу, – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека). В «Макариевский сборник» вошло не только Житие («Слово похвальное»), но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого. Д.Л. Ерофеев считает правомерным выделять пять редакций Жития. Помимо Краткой редакции с десятью чудесами, наиболее распространённой в списках, исследователь обнаружил три списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами (Российская национальная библиотека). В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском монастыре (в тексте указаны названия деревень Унженского уезда), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах...» могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., которым датируется первое чудо. Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития. По мнению исследователя, она создавалась в Унженском монастыре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «...Воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…И рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Д.Л. Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции – 1625 г., обратив внимание на её сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.). Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Д.Л. Ерофеева, относится к четвёртой редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Л.П. Тарасенко называет её Унженской редакцией конца XVII – начала XVIII вв.).

 



 
PR-CY.ru