МАКАРИЙ МАКРИС - Страница 5

В настоящее время Макарию Макрису атрибутируется 19 сочинений, большая часть которых представляет собой агиографические тексты. Автор Похвального слова, описывая литературную деятельность Макария Макриса, перечисляет только четыре его сочинения: «Похвальное слово старцу Давиду Фессалоникийскому», «Похвальное слово богоносным отцам», «Житие преподобного Максима Кавсокаливита» и «Три слова о таинстве благочестия». Лишь вскользь упоминается о посвящённых другим святогорским монахам Похвальных словах и Житиях, о которых в настоящее время ничего не известно. До недавнего времени исследователи приписывали Макарию Макрису авторство лишь небольшого числа сочинений (от трёх до пяти). Однако после открытия одной рукописи появилась возможность значительно расширить представления о письменном наследии Макария Макриса. Выяснилось, в частности, что ряд созданных им произведений приписывался раньше императору Мануилу II Палеологу. С. Пасхалидис охарактеризовал созданные Макарием Макрисом сочинения следующим образом. Два сочинения относятся к тому периоду, когда Макарий Макрис был вовлечён в переговоры между Константинополем и Римом по вопросу о воссоединении церквей, а также в связанные с переговорным процессом богословские собеседования. В первом («О том, что говорить об исхождении Духа «и от Сына» вовсе не необходимо, но [это] нововведение, [искажающее] православную веру»; впервые напечатано Иерусалимским патриархом Досифеем II) речь идёт об исхождении Святого Духа (это, по определению С. Пасхалидиса, «классический антилатинский труд»). Второе представляет собой беседу Макария Макриса с папой Римским и его окружением (содержится в единственной рукописи; последнее современное издание). Здесь также затрагивается вопрос об исхождении Святого Духа, но помимо этого обсуждается употребление опресноков и рассматривается примат папы Римского. Агиографические сочинения Макария Макриса отражают три периода его жизни, связанные с Фессалоникой, Святой Горой Афон и Константинополем. К «фессалоникийским» агиографическим текстам исследователи относят: «Похвальное слово преподобному Давиду Солунскому (раньше авторство приписывалось императору Мануилу II Палеологу); «Похвальное слово святителю Гавриилу, архиепископу Солунскому (авторство также некогда приписывалось императору Мануилу II Палеологу); «Описание образа великомученика Димитрия Солунского, пронзённого копьями» (первоначально было издано как труд Марка Эфесского). Святогорским по тематике агиографическим сочинением исследователи называют «Житие преподобного Максима Кавсокаливита. Среди написанных Макарием Макрисом житийных текстов оно имеет первостепенное значение (из агиографических памятников, посвящённых этому знаменитому афонскому подвижнику-исихасту, данное Житие является последним по времени написания).

 



 
PR-CY.ru