МАКАРИЙ МАКРИС - Страница 3

В Похвальном слове содержится раздел «О священном безмолвии», в котором достаточно полно изложено исихастское учение. В годы жизни на Афоне в послушании у старца Давида Макарий Макрис, ведя суровую жизнь подвижника-исихаста, достиг высоких степеней совершенства монашеской жизни и сподобился видения Божественного Света. В конце 1421 – начале 1422 гг. старец Давид скончался. Узнав об этом, императора Мануил II Палеолог пригласил Макария Макриса в Константинополь. Несмотря на то, что Макарий Макрис стремился к отшельнической жизни, он принял приглашение императора. Приехав в Константинополь, поселился в монастыре Харсианит, где в то время подвизался известный богослов Иосиф Вриенний. Исследователи полагают, что Макарий Макрис познакомился с ним ещё в первое посещение Константинополя, а теперь они стали близкими друзьями. Императора Мануил II Палеолог предложил Макарию Макрису стать игуменом Студийского монастыря, однако тот отверг его предложение и вновь отправился на Святую Гору, где «обходил каливы отшельников близ [вершины] Афона». Но наслаждаться безмолвием пустыни «вкупе с Илиёй и Елисеем» Макарию Макрису пришлось недолго. Мануил II Палеолог направил ему письмо, в котором призывал как можно скорее явиться в Константинополь. Отправившись в столицу по морю, Макарий Макрис прибыл туда между 1 октября и 3 ноября 1422 г. Однако Мануил II Палеолог, которого постиг удар, повлекший за собой паралич, уже не управлял империей. Пробыв несколько месяцев в монастыре Харсианит, Макарий Макрис по предложению Георгия Сфрандзи был назначен игуменом монастыря Пантократора. Это назначение, совершённое уже сыном Мануила Иоанном (впоследствии Иоанн VIII Палеолог), произошло между 3 ноября 1422 г. и летом 1425 г. Монастырь Пантократора находился в весьма трудном материальном положении. В нём было всего шесть монахов, постройки обветшали и были готовы обрушиться. Макарий Макрис приложил все усилия, чтобы отстроить вверенную ему обитель и возродить духовную жизнь. Летом 1425 г. совершил поездку в Сербию и заручился поддержкой деспота Стефана Лазаревича, который помогал монастырю в течение двух или трёх лет. Исследователи полагают, что после смерти Стефана (1427 г.) Макарий Макрис добился покровительства Киевского митрополита Фотия, который стал ктитором монастыря и принимал участие в совершавшихся там богослужениях. Монашеская братия под началом Макария Макриса состояла из 12 человек. Получив должность великого протосинкелла, Макарий Макрис принимал активное участие в церковной и политической жизни Константинополя, однако Похвальное слово сохранило свидетельства только о двух, хотя и весьма важных событиях. Между 1426 и 1429 гг. в Константинополе заседал «постоянный синод», который был собран по случаю визита посольства «от короля Богемии по вопросу о святых иконах и других [вещах], каковые невозможно было оставить без внимания».

 



 
PR-CY.ru