МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ - Страница 11

Почитание Максима Кавсокаливита, насколько исследователи могут судить по дошедшим до нас агиографическим и гимнографическим текстам, начало распространяться вскоре после его кончины. Однако история его мощей оказалась не совсем обычной для Афона. По прошествии семи лет и пяти месяцев после кончины Максима Кавсокаливита его ученик преподобный Нифонт вместе с другим монахом, неким Герасимом, пришли, «чтобы открыть гроб и освятиться от святых мощей» преподобного. Сначала они не нашли мощей, а только обоняли благоухание, исходившее от земли. На следующий день утром монахи начали копать землю и обрели мощи, источавшие благоухание «как будто многих ароматов и воскурений». Взяв частицу мощей, они омыли её губкой, смочённой в воде, и затем помазались этой водой и пили её. Положив частицу мощей обратно в могилу, преподобный Нифонт и монах Герасим вновь засыпали «гроб» Максима Кавсокаливита землёй и удалились, исполнив тем самым заповеданное преподобным, который не желал обнаружения мощей и просил, чтобы они сохранились целыми и невредимыми. Из могилы взяли лишь немного земли. По сей день неизвестно, где находится место погребения Максима Кавсокаливита и его мощи, хотя первое время после кончины святого знавшие его святогорцы ещё приходили помолиться «на гроб» и получали там исцеления. Исследователи полагают, что в начале XV в. преподобный Нифонт и его ученик Иеремия Патита составили службу Максиму Кавсокаливиту. Впервые она была напечатана в журнале «Святогорская библиотека» и с исправлениями и некоторыми дополнениями переиздана в сборнике. Эту службу исследователи считают довольно несовершенной с точки зрения языка, стиля и стихосложения, однако она содержит ряд важных биографических деталей. Первый канон службы написан преподобным Нифонтом (акростих: «Моление жалостное, о Максим, приими. Нифонт»), второй – Иеремией Патитой (акростих: «Иеремия песнь Максиму плетёт»). Интерес к почитанию Максима Кавсокаливита и к агиографическим сочинениям, посвящённым ему, возобновился в связи с деятельностью преподобного Акакия Нового Кавсокаливита (ум. в 1730 г.) и его учеников. В XVIII–XX вв. было создано немало новых гимнографических текстов в честь Максима Кавсокаливита, в частности, несколько служб (неизвестного песнописца, Нифонта Ивироскитиота, Герасима Микраяннанита), молебные каноны (также Нифонта Ивироскитиота и Герасима Микраяннанита), два акафиста (тех же гимнографов) и ряд иных текстов. Кроме того, Максим Кавсокаливит упоминается в службах Собору всех преподобных Афонских, Собору Кавсокаливийских святых, а также в двух службах святым Максиму, Нифонту и Акакию Новому Кавсокаливитам. Основным центром почитания Максима Кавсокаливита является Кавсокаливийский скит на Афоне. Там же находится бо́льшая часть образов преподобного (которые создаются в скиту начиная с 1730 гг.

 



 
PR-CY.ru