МАНУИЛ ХРИСАФ - Страница 5

Исследователи отмечают, что Мануил Хрисаф в своём обращении к теме авторства говорит исключительно о композиции, написании мелодий, которые являются произведениями искусства, принадлежащими определённым авторам. Глаголы «творить» и «писать» часто встречаются в трактате в дополнение к термину «учитель». Последний термин свидетельствует о подчёркивании Мануилом Хрисафом значения традиционных моделей, а два первых – о сосредоточенности трактата на музыкальном творчестве и на необходимых для этого навыках. Исследователи полагают, что этот акцент на музыкальном творчестве отражает уже сложившуюся во времена Мануила Хрисафа в византийской церковной музыке традицию создания авторских мелодий. В источниках Мануилу Хрисафу атрибутировано около 300 произведений – от образцов простой псалмодии до виртуозных песнопений в украшенном, калофоническом стиле. Исследователи отмечают, что как мелург он довёл воспринятую калофоническую традицию (разработанную псалмодию, в создании которой важное значение имело авторское начало) до её логического завершения, дополняя репертуар собственными новаторскими произведениями в одних областях и защищая традиции своих предшественников в других. Например, рукопись, содержащая полные гласовые циклы аллилуиариев, херувимских и причастнов, в числе которых были его собственные произведения, – одна из первых Аколуфий. Сохраняя старые формы и мелодии, он также создавал собственные, новые. Например, он был первым мелургом палеологовской эпохи, который сочинил распевы к стихам 28б, 29а и 24в псалма 103; до Мануила Хрисафа в рукописной традиции для этих стихов использовалась только анонимная «древняя» мелодия. Его Трисвятое после великого славословия для праздников Креста исполнялось в поствизантийский период подобно многим другим композициям, которые были популярными не только на Афоне и Крите, но и в Молдавском (Путна) и Валашском княжествах. Мануил Хрисаф создал песнопения почти во всех жанрах, особенно в новом калофоническом (украшенном) стиле, от калофонических стихир (более 150) и кратим до калофонических распевов Пс. 1–3 (первый антифон первой кафизмы), полиелеев для праздников святых покровителей, богородичнов, крестобогородичнов и покаянных паралитургических гимнов (ко многим из них он написал поэтические тексты в популярном 15-сложном размере). Мануил Хрисаф также создавал новые жанры, например, калофонические ирмосы канонов. Исследователи отмечают, что несмотря на то, что Мануил Хрисаф не первым из мелургов сочинял ирмосы в калофоническом стиле, он был наиболее плодовитым автором этого жанра в византийский период. Кроме того, он собирал более ранние версии калофонических ирмосов таких авторов, как Иоанн Клада и Мануил Плагит. Мануил Хрисаф как писец, певчий, теоретик и руководитель хора был одним из наиболее значительных греческих музыкальных деятелей XV в. Его труды отразились на певческой традиции не только Крита, но и Константинополя, Афона, Молдавии, Валахии и Сербии, где его произведения активно переписывались в период с XV по XVIII вв. Исследователи отмечают, что Мануил Хрисаф стал наследником развитой традиции калофонического пения и считал себя ответственным за её сохранение в период упадка. Он был горячим защитником традиционных моделей, обращался к опыту мастеров XIV в. как к подлинным, не искажённым образцам. Собственные же произведения Мануила Хрисафа во многом являются новаторскими.



 
PR-CY.ru