МАНУИЛ ХРИСАФ - Страница 3

Исследователи отмечают,  что в обоих достоверных автографах Мануила Хрисафа содержится его музыкально-теоретический трактат, посвящённый «искусству пения» и фторам (знакам модуляции). Исследователи отмечают,  что это сочинение, широко распространявшееся в поствизантийский период, написано значительно аттицизированным стилем греческого языка; Мануил Хрисаф использовал риторические фигуры, заимствованные из эллинистических трактатов по грамматике, демонстрируя свою причастность к избранному кругу эрудитов поздней Византии. Ещё две рукописи, создание которых связывалось с Мануилом Хрисафом, не являются его автографами, как предполагали некоторые учёные (это стало ясно после тщательного исследования почерка и морфологической структуры текстов. Мануил Хрисаф носил титул лампадария, согласно автографам, в которых обозначена его роль как певца и руководителя хора в византийском императорском дворце и в связанных с ним церковных учреждениях. В колофоне одной рукописи содержится подпись Мануила Хрисафа с титулом «лампадарий»: «Завершена настоящая книга, все Аколуфии певческого [искусства], рукой Мануила дуки лампадария Хри[саф]а в лето 6966 индиктиона 6-го [месяца ию]ля... в день... и те, кто видят и читают это, молитесь за меня ради любви Господа». В той же рукописи Мануил Хрисаф называет себя лампадарием ещё около 12 раз. На нижнем поле листа 451 значится: «Другое, сочиненное после падения Ко[нстантино]по[ля], Мануила лампадария Хрисафа». Запись, свидетельствующая о придворном положении Мануила Хрисафа, из которой исследователи сделали вывод, что данное песнопение было заказано ему императором Константином XI Палеологом (как полагают исследователи, для особого придворного праздника), находится в автографе: «Стих, сочинённый Мануилом лампадарием Хрисафом, по определению святого блаженного василевса и начальника нашего господина Константина, четвёртый плагальный глас: «Аз днесь родих Тя»... (и на нижнем поле): как мне кажется, чрезвычайно сладчайшее» (подобные надписания содержатся в различных поствизантийских рукописях, в том числе рукописи XVIII в.: «Другой стих сочинён Мануилом Хрисафом лампадарием Великой церкви, сочинён же по приказу и определению прославленного блаженного василевса Константина Палеолога...». В самом раннем упоминании Мануила Хрисафа в качестве лампадария, которое находится на одном из оригинальных листов рукописи (Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс датировал её 1439/1440 г.), он причислен к придворному клиру императора Иоанна VIII Палеолога, предпоследнего византийского императора, правившего до 1448 г. А.И. Пападопуло-Керамевс сделал вывод о связи между этим императором и Мануилом Хрисафом на основании единственного музыкального источника, свидетельствующего об этом, – певческой рукописи XVIII в. (писец – иеромонах Нектарий), сославшись на своё описание библиотеки Маврокордатов, где, однако, не содержится детальной характеристики этого источника. Тем не менее, если датировка А.И. Пападопуло-Керамевсом рукописи верна, то Мануил Хрисаф уже занимал пост лампадария до коронации Константина в 1449 г. В рукописи, выполненной между 1448 и 1453 гг., придворный статус Мануила Хрисафа подтвержден: «Сочинено Мануилом Хрисафом маистором священного царского клира».

 



 
PR-CY.ru