МАНУИЛ ХРИСАФ

МАНУИЛ ХРИСАФ – лампадарий и маистор, византийский мелург, музыкальный теоретик и писец, расцвет деятельности которого пришёлся на период около 1439 – около 1469 гг. Исходя из наличия музыкальных произведений Мануила Хрисафа в одной рукописи, основная часть которых датируется 1439/1440 г., исследователи определяют, что он родился между 1410 и 1420 гг. О месте его рождения и родословной сообщается в надписании песнопения в рукописях конца XV – начала XVI вв. и 1562 г.: «Другой анаграмматизм, составленный кир Григорием иеромонахом Силиврийским; этот Григорий – дед кир Мануила Хрисафа». По мнению Г. Статиса, эти данные позволяют заключить, что Мануил Хрисаф родился в Силиврии (Восточная Фракия). Судя по надписаниям песнопений в рукописях XV в. (в том числе в автографах Мануила Хрисафа), исследователи определяют, что мелург жил и работал в Константинополе, а после захвата города турками отправился в Мистру, Сербию и на Крит, избрав типичный маршрут эмиграции грека-интеллектуала, связанного с императорским окружением. Порядок его путешествий после 1453 г. исследователям трудно установить, но исследователи полагают, что сначала он отправился в Сербию и Мистру, а затем продолжительное время до самой смерти жил на Крите. Мистра была центром деятельности императорской семьи во второй половине XIV – первой половине XV вв.; провозглашение Константина XI Палеолога императором состоялось в Мистре после неожиданной смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 г. Подобным образом Сербия, особенно Смедерево (город на Дунае в 900 км от Константинополя) была местом поселения греческих беженцев из Константинополя, которые селились группами возле членов императорской семьи, – Ирины Кантакузины, матери Лазаря, епископа Смедерева, и Елены Палеолог. Смедерево оставалось не зависимым от турок до 1459 г., Мистра – до 1460 г. Часто местом поселения представителей Константинопольского патриархата становился Крит, который до 1669 г. был венецианской колонией с преобладавшим греческим населением: в частности, здесь жили церковные музыканты, такие как Иоанн Ласкарь и Мануил Газис, которые не только обучали церковному пению православных греков на Крите, но и, что было важнее, укрепляли связи между Критом и Константинопольской церковью, особенно на фоне латинского (венецианского) влияния с учётом запрета на учреждение на острове греческой православной епископии. Мануил Хрисаф провёл последние годы жизни на Крите в среде греков-изгнанников, которые раньше были связаны с императорской семьёй. 1469 год в качестве «terminus ante quem» для деятельности Мануила Хрисафа исследователи определяют по двум калофоническим Стихирарям, написанным уроженцем Крита, мелургом, музыкальным теоретиком и писцом Иоанном Плусиадином (впоследствии Мефонский епископ Иосиф), выполненному в Венеции в 1469 г. и состоящему из двух рукописей (позднее объединённых), выполненных соответственно до и после 1469 г. Вторая часть рукописи – калофонический Стихирарь, состоящий почти полностью из произведений Мануила Хрисафа, который писцом Иоанном Плусиадином назван блаженнейшим, т.е. умершим.

 



 
PR-CY.ru