МАНУИЛ ХРИСАФ - Страница 4

Это – единственный известный исследователям случай использования Мануилом Хрисафом в автографе выражения «царский клир» применительно к себе самому. Исследователи полагают, что Мануил Хрисаф, работая с рукописью в 1458 г., через пять лет после падения Константинополя, не считал необходимым упоминать уже не существовавший императорский двор. В рукописи термин «маистор» несколько раз сопровождает имя Мануила Хрисафа, обычно в составе подписи «Мануила маистора Хрисафа». Термин «лампадарий» не употребляется с именем мелурга в другой рукописи. Напротив, в некоторых рукописях Мануил Хрисаф называет себя только лампадарием (в одной рукописи термином «маистор» он называет только Иоанна Кукузеля (около 12 раз), а также Мануила Аргиропула (дважды), Давида Редестского и Николая Кукуму). Изучение списков придворных певцов показывает исследователям, что маистор был начальником обоих придворных хоров. Поскольку в самой ранней и в самой поздней из рассмотренных рукописей Мануил Хрисаф назван лампадарием, в то время как в рукописи, выполненной, как полагают исследователи, в период между ними, – маистором, исследователи не могут определить годы, когда Мануил Хрисаф носил эти титулы, одновременно или последовательно; тем не менее, эти источники свидетельствуют о важной роли музыкантов в придворной жизни поздней Византии. Мануил Хрисаф – автор музыкально-теоретического трактата, который исследователи считают одним из наиболее значительных византийских текстов такого рода, особенно благодаря содержащейся в нём информации о фторах и об особенностях богослужебного пения и сочинения музыки в поздней Византии. Известный исследователям по двум автографам и нескольким поствизантийским спискам трактат был впервые напечатан Константином Псахосом в 1903 г. в афинском журнале «Лира». Позднее появилось издание с английским переводом и музыковедческим комментарием Димитрия Кономоса в серии «Monumenta musicae Byzantinae» (подсерия «Corpus scriptorum de re musica»). Трактат Мануила Хрисафа исследователи также признают важным источником по истории деятельности византийских маисторов (певцов-мелургов) палеологовского периода, многие из которых перечислены здесь в хронологическом порядке, и чьи произведения цитируются автором. Несмотря на то что трактат Мануила Хрисафа выдержан в риторической традиции грамматических трактатов эллинистического периода, его содержание было актуальным для XV в. Исследователи не сомневаются, что это сочинение адресовано церковным музыкантам, однако отмечают, что оно отличается от других теоретических трактатов поздне- и поствизантийских периодов. Вместо того чтобы сосредоточиться на чтении невм или на параллаги (сольмизации мелодий византийского церковного пения), Мануил Хрисаф предназначает свой материал для мелурга, задумывающего и создающего новые песнопения. Он излагает шесть основных качеств «совершенного музыканта». Пять из этих качеств (Д. Кономос перевёл термин словом «category») относятся исключительно к процессу композиции; своих оппонентов Мануил Хрисаф называет «сочиняющими мелодии невежественно и ненаучно». Он подвергает их критике не за то, как они поют, а за то, как они пишут мелодии.

 



 
PR-CY.ru