МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 6

Она была связана, по мнению ряда исследователей, с деятельностью духовника князя священника Андрея, а также Черниговского епископа Иоанна. Многочисленные варианты этого агиографического источника уже на ранней стадии попали в состав общерусских и областных памятников летописания, включая новгородские. Имя Михаил стало родовым в семьях прямых потомков Михаила Всеволодовича – черниговских, брянских и многочисленных верховских князей. Так, например, звали трёх старших его внуков и правнуков: князя Михаила Романовича (сына великого князя Романа Михайловича Старого), Михаила Дмитриевича (сына Ростовского князя Дмитрия Борисовича), Михаила Глебовича (сына Белозерского князя святого Глеба Васильковича). Многочисленные переделки и новые редакции Жития Михаила Всеволодовича исследователи относят к XIV–XVI вв. Московский Собор 1547 г. канонизировал Михаила Всеволодовича в числе 15 русских святых к общерусскому почитанию. Николай Ильич Серебрянский установил, что в конце 1550 – начале 1560 гг., при создании «Степенной книги» царского родословия, наряду с летописным источником была использована минейная редакция Жития Михаила Всеволодовича. Олег Витальевич Панченко уточнил, что в «Степенной книге» также использовался текст второй редакции «Слова похвального», составленного Львом Филологом в 1510–1520 гг. Текст о подвиге Михаила Всеволодовича в Орде вошёл в Великие Четьи Минеи. С образом Михаила Всеволодовича позднее сопоставляли образ мученика Меркурия Смоленского. В основу биографического рассказа о Михаиле Всеволодовиче были положены сведения из русских летописей и «Житие Михаила Всеволодовича и боярина Феодора», составленное Пахомием Логофетом на основании более ранних повестей. По наблюдениям Марии Борисовны Плюхановой, в этих произведениях Михаил Всеволодович «из страдальца за веру стал преображаться в воителя за Русь-Церковь. Как мученик за веру, Михаил Всеволодович традиционно предстаёт победителем, увенчанным венцом победы и смерти, но теперь это одновременно и победа христианства, и победа над Батыем, спасение Руси-Церкви». В «Казанской истории» (1560 гг.) утверждалось, что Казань была взята в 1552 г. русскими войсками благодаря помощи «Руския области чюдотворцов», в том числе «великих страстотерпец князя Михаила Черниговъскаго и Федора, боярина его» («Полное собрание русских летописей», том 19). В 1574 г. (по другим данным, в 1578 г.) по приказу царя Ивана IV Васильевича Грозного мощи Михаила Всеволодовича и боярина Феодора были перенесены из Чернигова, которому угрожали татары, в Москву.

 



 
PR-CY.ru