МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 5

Люди из княжеской свиты перенесли останки Михаила Всеволодовича и мученика Феодора для захоронения в Чернигов. Однако после событий осени 1246 г. из-за разногласий между Ольговичами, возможно, по вопросу об очередности наследования прав на Чернигов не сразу возникло почитание святых мучеников. В краткой редакции проложного «Сказания» об этих мучениках отмечено, что после гибели Михаила Всеволодовича и Феодора их память на Руси не отмечалась на протяжении нескольких лет. По мнению исследователей, в связи с возможностью политических конфликтов в Чернигове вряд ли может быть случайным то обстоятельство, что Борис Феодорович Половой, сын мученика Феодора, во второй половине XIII в. покинул Чернигов и перешёл на службу к Владимирскому, Новгородскому и Тверскому великому князю Ярославу (Афанасию) Ярославичу (Российский государственный архив древних актов). Исследователи отмечают, что пространное поминание Михаила Всеволодовича и Феодора в списках второй половины XVII – XVIII вв. так называемого Любечского помянника носит характер поздней вставки в первоначальный текст. Текстуально эта вставка близка к фрагменту «Сказания о Житии Михаила Всеволодовича и его боярина святого мученика Феодора», частично – к текстам синодиков Успенского собора Московского Кремля, а также епархиальных соборных синодиков, которые бытовали в Северо-Восточной Руси с середины XIV в. (Древняя Российская Вифлиотика, часть 6). Прославление Михаила Всеволодовича связано с деятельностью его дочери ростовской княгини Марии Михайловны и её детей князей Бориса и Глеба Васильевича (Васильковича). В Ростове в память о Михаиле Всеволодовиче был построен деревянный храм, сгоревший в конце 1280 гг. До 1271 г. было составлено краткое проложное Житие с рассказом о подвиге и мученической кончине Михаила Всеволодовича и Феодора, погибших за православную веру после отказа участвовать в языческих обрядах в Орде. Исследователи полагают, что в основу ростовской версии мог быть положен устный рассказ либо князя Бориса Васильковича, либо одного из ростовцев, находившихся осенью 1246 г. в составе свиты Михаила Всеволодовича. Этот текст ростовского происхождения был широко распространён на Руси и известен исследователям в нескольких редакциях, соотношение между которыми до конца не исследовано. Большое число списков Жития Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора вошло в состав Прологов, сборников житийного и смешанного состава, четьих сборников, летописей. Черниговская версия «Сказания» о мученическом подвиге Михаила Всеволодовича и боярина Феодора была составлена в третьей четверти XIII в.

 



 
PR-CY.ru