МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 37

Цикл включает сцены раздачи Михаилом Всеволодовичем милостыни, путешествия князя, княгини и бояр в Киево-Печерский монастырь для моления о чадородии, прибытия в обитель, явления Пресвятой Богородицы «о зачатии Феодулии девицы» (будущей Евфросинии), явления Пресвятой Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (иногда к ним добавляются композиции «Возвращение княжеской четы из монастыря» и «Михаил с княгиней слушают чтение Повести о положении ризы Пресвятой Богородицы»), обучения Феодулии грамоте и приёма Михаилом Всеволодовичем посольства Суздальского князя Мины; кроме того, в рукописях присутствует сюжет «Искушение Евфросинии дьяволом, приявшим облик её отца». Михаил Всеволодович изображён как юноша, затем – как средовек с небольшой бородой; в некоторые из этих композиций включён образ боярина Феодора, часто он и князь отмечены нимбами. Следующая серия миниатюр показывает вошедшие в Житие преподобной Евфросинии эпизоды Сказания о Михаиле Всеволодовиче и Феодоре: приход к Михаилу Всеволодовичу татарских послов и их избиение, обличение Михаилом Всеволодовичем и Феодором Батыя и казнь мучеников. К ним добавлены изображения Евфросинии, посылающей пленённому отцу книги (сами мученики здесь отсутствуют), Михаила Всеволодовича и Феодора, являющихся Евфросинии в мученических венцах, и этих же святых, являющихся преподобной перед её кончиной. Житийные образы Евфросинии, которые могли опираться как на лицевые рукописи, так и на утраченные более ранние иконы, включают меньшее количество сцен. На иконе 1690 г., написанной Михаилом Дмитриевым, иконописцем князя Михаила Яковлевича Черкасского, для суздальского Ризоположенского монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), в числе двадцати клейм представлены сцены путешествия Михаила Всеволодовича с женой из Чернигова в Киев, моления княжеской четы в Киево-Печерском монастыре, явления супругам Божьей Матери, научения Феодулии грамоте, явления Евфросинии дьявола в образе отца, отправки Евфросинией книг пленённому отцу и явления ей Михаила Всеволодовича и Феодора. В сценах путешествия в Киев, моления в монастыре и обучения Феодулии изображён боярин Феодор, он же сопровождает княжну в Ризоположенский монастырь и присутствует при её постриге. Иконографию этого произведения повторяет образ письма палехского мастера конца XIX в. из собрания Виктора Александровича Бондаренко.



 
PR-CY.ru