МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 35

Несмотря на существование нескольких вариантов житийного повествования о Михаиле Всеволодовиче и Феодоре, средневековые житийные циклы этих святых в иконописи и монументальной живописи исследователям неизвестны и, как полагают исследователи, не были разработаны. Фактически они отсутствуют и в искусстве Нового времени. Тем не менее, многочисленные сцены с участием Черниговских святых вошли в состав иллюстративного цикла Лицевого летописного свода 1570 гг. Образ Михаила Всеволодовича есть в ряде миниатюр Голицынского (Российская национальная библиотека) и Лаптевского (Российская национальная библиотека) томов, его облик и возрастные признаки меняются в зависимости от даты изображаемых событий; князь почти всегда представлен в шапке и шубе, без нимба. На миниатюрах показаны участие Михаила Всеволодовича в княжеских усобицах, княжение в Переяславле Южном и в Новгороде, бегство в Венгрию в 1240 г. и возвращение на Русь. Одна из наиболее выразительных сцен Голицынского тома – вокняжение Михаила Всеволодовича в Киеве в 1238 г.; она имеет параллели с другими миниатюрами XVI в., изображающими правление того или иного государя: князь с посохом в левой руке сидит на престоле с асимметричной спинкой в окружении приближённых, на фоне обнесённых крепостной стеной палат. Михаил Всеволодович облачён в плащ и шапку с меховой опушкой, его причёска и короткая борода из сравнительно редких вьющихся прядей аналогичны изображениям конца XVI – первой половины XVII вв. Особый цикл посвящённых Михаилу Всеволодовичу миниатюр помещён в Лаптевском томе Лицевого свода. Он включает 28 миниатюр, иллюстрирующих один из вариантов Жития Черниговских чудотворцев. Цикл начинается со сцен нашествия татар и княжения в Киеве благочестивого и нищелюбивого Михаила Всеволодовича. Затем изображаются приход и убийство татарских послов, бегство Михаила Всеволодовича в Венгрию и его возвращение на Русь, далее – эпизоды рассказа о поездке Михаила Всеволодовича, сопровождаемого Феодором, в Орду, о конфликте с Батыем и о гибели мучеников. Образы Михаила Всеволодовича и Феодора соответствуют иконографической традиции второй половины XVI в.: Феодор – седовласый старец (иногда в шапке), Михаил Всеволодович – средовек с вьющимися прядями бороды, почти всегда в шапке и с нимбом. Финальной сценой служит композиция «Погребение Михаила и Феодора». На предшествующей миниатюре с изображением тел мучеников, огненного столпа и поющих ангелов голова Михаила Всеволодовича увенчана округлым золотым венцом, обозначающим, как полагают исследователи, мученический венец.

 



 
PR-CY.ru