МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 34

Его атрибуты отличаются от атрибутов представленного там же святого князя Михаила Тверского, которому, по мнению исследователей, сознательно были приданы черты князя «московской» эпохи. Композиция В.М. Васнецова стала образцом для некоторых икон начала XX в. (например, для образа из частного собрания, на котором Феодор в отличие от князя представлен в шубе). Однако в искусстве этого периода сохранял популярность и более традиционный вариант изображения в шубе, который, впрочем, также наделялся аутентичными деталями и подвергался стилизации в духе модерна (роспись собора великомученика Пантелеимона Новоафонского монастыря, 1911–1914 гг.). К началу XX в. на территории Российской империи существовало несколько храмов и приделов во имя Михаила Всеволодовича или Черниговских чудотворцев, появившихся в Синодальную эпоху и имевших иконы этих святых. К их числу исследователи относят придел Богоявленской церкви в Казани, храм в Михайловском Заводе Пермской губернии (1839–1844 гг.), церкви при саратовском исправительном приюте для малолетних преступников (1878 г.), при городской пересыльной тюрьме в Санкт-Петербурге (1894 г.), при детском приюте в Камышлове (1894 г.), при училище для слепых детей в Перми (1894–1896 гг.) и исправительном учреждении в Ярославле (1898 г.), придел в соборе Покровского монастыря в Бугуруслане, храм в Геленджике (1910–1913 гг., перестроен в 1995 г.) и др. Подобные престолы, скорее всего, как полагают исследователи, посвящались небесным покровителям храмоздателей, например, церковь в Михайловском Заводе была построена основателем поселения Михаилом Гавриловичем Сведомским, а храмы в Перми и Камышлове – екатеринбургским купцом Михаилом Фёдоровичем Рожновым (причины посвящения Михаилу Всеволодовичу и Феодору нескольких тюремных храмов исследователям неясны). Исследователям известны домашние иконы Черниговских чудотворцев, которые относятся ко второй половине XIX – началу XX вв. и исполненные по тем же причинам. На них святые могут быть представлены вместе или по отдельности, иногда с другими патрональными святыми. Изредка исследователи встречают иконы с изображением только боярина Феодора (начало XX в., частное собрание – представлен в типе средовека, в плаще и шапке, как полагают исследователи, по образцу икон Михаила Всеволодовича). Исследователи отмечают, что иконография Михаила Всеволодовича в это время отличается вариативностью признаков и смешением черт средневековой традиции с мотивами, характерными для академизма и стиля модерн. Изображения Черниговских чудотворцев конца XX – начала XXI вв. обычно опираются на памятники XVI–XVII вв. Образы святых исследователи встречают в произведениях исторической живописи (Василий Сергеевич Смирнов, «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», 1883 г., Третьяковская галерея). Фигура князя включена в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883 г., исполнена под руководством Фомы Гавриловича Торопова) и в серии условных портретов русских князей и царей.

 



 
PR-CY.ru