МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 36

Ещё одно изображение Михаила Всеволодовича помещено в Первом Остермановском томе Лицевого свода (Библиотека Академии Наук), на нём представлена мученическая кончина князя Романа Рязанского. В соответствии с летописным текстом, уподобляющим Романа его сроднику Михаилу Всеволодовичу, последний изображён в небесном сегменте, в райском саду, где Христос принимает из рук ангела душу князя Романа. Эти созданные придворными мастерами миниатюры – как полагают исследователи, первый житийный цикл Черниговских святых, – не оказали воздействия на их иконографию. Ещё один цикл иллюстраций повествования о Михаиле Всеволодовиче и Феодоре исследователи относят к концу XIX в. Он украшает рукопись Сказания о Михаиле Всеволодовиче и Феодоре, переписанную и декорированную в 1895 г. каллиграфом и миниатюристом из Городца, старообрядцем-беглопоповцем Иваном Гавриловичем Блиновым (1872–1944 гг.; Исторический музей). Исследователи полагают, что эта серия миниатюр была создана без опоры на более ранние памятники. Примечательной чертой иконографии Михаила Всеволодовича исследователи называют то, что при отсутствии собственной житийной иконографии он изображается в качестве одного из действующих лиц в циклах Житий нескольких русских святых. В Житии преподобного Никиты Столпника описывается чудесное исцеление Никитой больного князя, который в нескольких редакциях текста назван Михаилом Всеволодовичем. Это событие представлено в клеймах древнейших житийных икон переяславского преподобного, относящихся к середине – второй половине XVI в. (Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник; Государственные музеи Московского Кремля), и в более поздних памятниках. Судя по иконе из Кремля (на иконе из Переславля многие клейма утрачены), сюжету отводится несколько сцен: князь, изображаемый как юноша или как средовек, похожий на Михаила Всеволодовича, но без нимба, заболев, посылает боярина (возможно, Феодора) к Никите; Никита вручает боярину посох; князь получает посох и исцеляется от болезни; князь благодарит преподобного за исцеление; князь ставит крест на месте получения посоха. Большое распространение получил сформировавшийся во второй половине XVII в. цикл иллюстраций Жития преподобной Евфросинии Суздальской, дочери Михаила Всеволодовича. Он известен исследователям по десятку лицевых рукописей последней четверти XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Российская национальная библиотека; Ярославский музей-заповедник, Исторический музей, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов) и двадцати более поздним кодексам.

 



 
PR-CY.ru