МАРКЕЛЛ - Страница 5

Некий инок Лукиан, сын влиятельного сенатора, так скорбел о приближающейся кончине Маркелла, что умолял взять его с собой. Маркелл исполнил его желание, и Лукиан скончался на восьмой день после мирного преставления ко Господу Маркелла. Сведений о мощах преподобного нет. Архимандрит Сергий (Спасский) приводит ошибочное свидетельство русского паломника Антония Новгородца (1200 г.), побывавшего в Константинополе, который видел гроб с телом Маркелла в константинопольском храме Воскресения, однако ни к Маркеллу, ни к преподобному Маркиану, константинопольскому пресвитеру, как это предполагается в комментариях к указанному источнику, свидетельство Антония не имеет отношения. Исследователи не сомневаются, что Маркелл участвовал в христологических спорах середины V в. вместе с монахами и главными духовными лидерами, однако о конкретном вкладе Маркелла в полемику с монофизитами автор Жития ничего не сообщает. В 450 г. Маркелл подписал петицию против Евтихия, адресованную императору Маркиану. Он принял участие в четвёртом Вселенском Соборе (Халкидонском, 451 г.). В 450–451 гг. Феодоритом Кирским ему были отправлены два письма, в которых содержатся призывы защищать православие от монофизитства. Маркелл обращался с письмом к папе Римскому Льву I Великому (440–461 гг.). Составитель Жития ничего не говорит и об основании в 463 г. (во время игуменства Маркелла) консулом Студием монастыря во имя Иоанна Крестителя (впоследствии Студийский монастырь), хотя туда вскоре переселилась бо́льшая часть общины акимитов. По мнению исследователей, эта преемственность, сыгравшая огромную роль в религиозном и культурном аспекте, не очень интересовала автора, сосредоточенного на истории обители в Иринеоне. Из текста Жития исследователи получают сведения о широких связях акимитов со многими, в том числе отдалёнными, провинциями империи; во многих монастырях игуменами были иноки, вышедшие из этой обители, некоторые из них впоследствии заняли архиерейские кафедры. В обители при жизни Маркелла было от нескольких сот до 1 тыс. насельников из всех областей империи, которые говорили на греческом, латинском, сирийском языках; туда стремились поступить люди самого знатного происхождения. В числе братии во время игуменства Маркелла был преподобный Иоанн Кущник. В качестве центра паломничества обитель акимитов упомянута в Житии преподобного Даниила Столпника: ученик преподобного Симеона Столпника Сергий вёз куколь (одеяние) своего наставника в дар императору Льву I, однако по дороге в Константинополь Сергий захотел посетить монастырь «неусыпающих», и на пути туда повстречался с подвизающимся в этой области преподобным Даниилом Столпником, которому и отдал куколь в знак духовной преемственности подвига от почившего Симеона. Помимо социальной деятельности акимиты занимались миссионерством: авторитет монастыря, где подвизались насельники, известные своей добродетелью (как сказано в Житии, монахи отмечали праздники не вкушением хорошей еды, а служением литургии), помог многим жителям империи, пребывающим в языческом заблуждении, обратиться в христианскую веру. Маркелл уделял особое внимание сбору реликвий и мощей святых со всех концов христианского мира. В Житии есть рассказ о мощах мученика Урсикия Иллирийского. В монастыре был организован известный впоследствии скрипторий, где переписывали библейские и богослужебные книги. Исследователи полагают, что инициатива создания скриптория принадлежала Маркеллу, который в юности был каллиграфом и переписчиком. Таким образом, по мнению исследователей, можно говорить о том, что во второй половине V в. почти вся церковная деятельность совершалась под покровительством и непосредственным влиянием монастыря акимитов и его игумена Маркелла.



 
PR-CY.ru