МАРКЕЛЛ

МАРКЕЛЛ (около 400 – около 484/485 гг.) – игумен константинопольской обители «неусыпающих» (акимитов), преподобный (память 29 декабря). Управлял монастырём в течение сорока лет, привёл его к процветанию и сделал одним из важнейших духовных центров Византийской империи. В период острых богословских споров сохранил верность своей общины православию. Сохранились два Жития Маркелла: анонимное (так называемое древнее), и составленное преподобным Симеоном Метафрастом на основе предыдущего. Древнее Житие является вторым по значению (после Жития преподобного Александра Константинопольского, основателя общины акимитов) источником сведений по истории константинопольского монашества и истории обители «неусыпающих», сыгравшей важную роль в церковной и культурной жизни Византии. Самая ранняя сохранившаяся рукопись (X в.) происходит из Студийского монастыря, который являлся прямым наследником духовного и культурного значения обители акимитов. По предположению Жильбера Дагрона, Житие составлено в середине VI в. монахом этой обители. Исследователь объясняет такое позднее время создания Жития Маркелла, в основном, тем, что автор по каким-то причинам умалчивает о роли Маркелла в начале монофизитского кризиса в середине V в., о его участии в Эфесском Соборе 449 г., об отношении к ересиарху Евтихию, а также к Феодориту, епископу Кирскому, и к папе Римскому Льву I Великому. Ж. Дагрон полагал, что Житие было написано во время полемики с несторианами и попыток императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) достичь компромисса c монофизитами. Однако исследователи отмечают, что наиболее выраженная политика компромисса и стремление отказаться от полемики с еретиками были свойственны императору Анастасию I (491–518 гг.) и ещё раньше – императору Зинону (474–475, 476–491 гг.). В главе 36 Жития сказано, что Маркелл жил не так давно, «при наших отцах», т.е. анонимный автор имеет в виду, что его духовные отцы в монастыре акимитов были духовными детьми Маркелла. Таким образом, создание текста исследователи также предположительно относят к последним годам правления Анастасия (автор не знал лично Маркелла и не был свидетелем событий, о которых повествует). Есть и ещё одна гипотетическая причина замалчивания богословских моментов: исследователи полагают, что автор хотел исключить любой повод для обвинения Маркелла в ереси, как это случилось с основателем обители преподобным Александром Константинопольским, обвинённым в мессалианстве. Несмотря на то что текст был написан уже после смерти преподобного, и никакие спорные богословские моменты не могли угрожать автору, как это произошло с преподобным Александром Константинопольским (он был отправлен в ссылку), автор, тем не менее, опасался каким-то образом скомпрометировать память великого игумена или вызвать нестроения, способные помешать растущему процветанию обители. При отсутствии сведений о религиозно-политических вопросах и при наличии стандартных для агиографического памятника жанровых признаков (перечисление добродетелей святого, описание его подвигов и чудес) этот текст, по мнению исследователей, служит ценным источником информации об особенностях монашеской жизни в V в. и о жизни Константинополя в то же время: о голоде, о пожаре 465 г., об обострениях в отношениях между православными и арианами, о соперничестве императора Льва I (457–474 гг.) с магистром армии Аспаром и т.п.

 



 
PR-CY.ru