ЛУКИАНОВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 6

Отдельное монастырское хозяйство со своими конным (45 лошадей) и скотным (около 50 голов скота) дворами находилось в селе Аминеве. Здесь засевалось дополнительно 8 четвертей ржи и размещалась небольшая пасека (три улья). В аминевских житницах хранились 40 четвертей ржи, 40 четвертей овса, 4 четверти пшеницы и 2 четверти гороха, в амбаре – 27 стогов сена (Государственный архив Владимирской области). На монастырских огородах выращивали, в основном, лук, репу и огурцы, капусту покупали. Поля и огороды обрабатывались наёмными людьми. В 1694–1696 гг. строителем был постриженик Лукиановой пустыни иеромонах Иоасаф (Колдычевский), ставший впоследствии келарем Чудова монастыря, другом и благодетелем Ростовского митрополита Димитрия (Савича (Туптало)). Значительные преобразования в пустыни совершились при настоятеле Авраамии (1705–1718 гг.). 7 мая 1708 г. был заложен каменный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Средства на храм пожертвовали иеросхимонах Иоасаф (Колдычевский), московский купец О.Ф. Щербаков и другие вкладчики. Строительные работы выполнял каменщик Шабунин «со товарищи». 22 июня 1712 г. собор был освящён архимандритом Моисеем, настоятелем Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. На освящении присутствовали царевны Мария Алексеевна и Феодосия Алексеевна (запись об освящении храма: Исторический музей). В украшении интерьера участвовали иконописцы и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля. В 1714 г. в обители была освящена каменная церковь во имя великомученицы Екатерины, построенная при монастырской больнице на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, помещика села Дубровы Александровского уезда. Его отец упоминается в грамоте царя Фёдора Алексеевича от декабря 1682 г., содержащей указ переславскому воеводе Ивану Яковлевичу Тухачевскому взыскать с Карпа и Лукьяна Сытиных хлеб (16 четей ржи и 4 чети овса) и сено (19 «стошков»), которые они «насильством свезли» с монастырских пустошей с «Карповы, з Дубровы Волкуши» в 1681 г. (Исторический музей). На средства К.К. Сытина в обители также были построены южная часть каменной ограды со святыми воротами и две башни. При строителе Авраамии у Лукиановой пустыни появилось подворье в Москве у Сретенских ворот, построенное на средства вкладчиков. Авраамий активно способствовал развитию не только строительной, но и книгописной деятельности в обители. Исследователи полагают, что по его благословению были созданы два литературных памятника: «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашеский образ и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуется Лукианова пустыня» (Исторический музей) и «Сказание о явленной иконе Рождества», объединённые к 1766 г. под общим названием «Истории о обители Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Рождества, иже именуется Лукианова пустыня, како судьбами всемогущаго Бога... и молитвами угодника Ея преподобнаго отца Лукиана обитель сия начало себе восприяла».

 



 
PR-CY.ru