ЛУКИАНОВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ЛУКИАНОВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ, Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии, находится рядом с деревней Лукьянцево Александровского района Владимирской области. Основана в 1640 г. преподобным Лукианом Александровским на погосте Псковитиново Раменье Серебужского стана Переславского уезда (древнерусское слово «раменье» означало «лес по краю пашни»). Эту местность первоначально населяли выходцы из Пскова, обосновавшиеся здесь, как полагают исследователи, после разгрома Пскова и Новгорода царём Иваном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. На происхождение поселенцев указывает также псковская иконография храмовой Лукиановской иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» (память 8 сентября) из находившейся рядом с погостом деревни Игнатьево. Как сообщает «Сказание о явленной иконе Рождества», в 1594 г., после троекратного обретения на краю болота в Псковитиновом Раменье иконы из деревни Игнатьево, церковь по благословению патриарха Иова перенесли на погост, а на прежнем месте поставили часовню. В Смутное время настоятель храма священник Григорий покинул приход, церковь пришла в запустение. Согласно писцовым книгам «письма и меры князя Михаила Волконского да подъячего Василия Толмачова» за 1637–1639 гг., на погосте Псковитиново Раменье «церковь Рождество Пречистые Богородицы древяна клетцки без верхъ, стоит без пения, пашни перелогом и лесом поросло, церковные середние земли дватцать чети...» (Исторический музей). Около 1640 г. при храме поселился выходец из Галича Иларион (преподобный Лукиан), которому о явлении иконы рассказали местные жители Марк и Симеон. Несмотря на то, что чудотворный образ долгое время находился в церкви без крыши, он остался «и от солнца и от дождя и слоты цел и... ничем не вредим» (Исторический музей). Вскоре при храме возникла монашеская община: в 1640 г. в Псковитиново Раменье пришёл из Димитриева Прилуцкого монастыря иеромонах Феодосий Поморец, который постриг Илариона в монашество. С иеромонахом Феодосием были некие «прихожие старцы», позже в общину поступил инок переславль-залесского во имя Николая Чудотворца монастыря Филимон, уроженец соседней деревни Бекирево, который рассказал братии «как самовидец» о чудесах от иконы «Рождество Пресвятой Богородицы». Монахи покрыли крышу храма, построили кельи. Однако настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря архимандрит Иосиф (Чеус), который также был строителем приписного Симеоновского во имя Святой Троицы монастыря близ Александровской слободы, воспользовался тем, что община не имела официального статуса. Он вывез в свою обитель приготовленные для строительства брёвна, насельников разогнал, а кельи сжёг. Преподобного Лукиана, закованного в кандалы, архимандрит привёз в Москву, где оболгал перед патриархом Иосифом, «аки бы не добре жительствует». Преподобный Лукиан был сослан «под начал» в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастырь, а иеромонах Феодосий вернулся в Прилуки. Около 1646 г. преподобный Лукиан пришёл в Псковитиново Раменье и предпринял новую попытку устроить обитель. Он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий.

 



 
PR-CY.ru