ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 8

Исследователи отмечают, что Лукиан не был первым писателем, который использовал сюжет фантастического приключения. «Правдивые истории» и «Икаромениппа» исследователи рассматривают как продолжение развитого в греко-римской литературе жанра рассказов о вымышленных путешествиях, в значительной степени восходящих к «Одиссее» Гомера. В то же время, фантастические сочинения Лукиана не только продолжают названную традицию, но и пародируют эти рассказы в духе менипповых сатир. Другим объектом пародии Лукиана были утопические концепции Платона и других греческих авторов (Атлантида и другие вымышленные утопии). Открытое пародирование других сочинений и плохая сохранность греческой литературы затрудняют исследователям уточнение интертекстуального характера этой работы. Исследователям удалось выявить некоторые аллюзии. Лукиан писал, что объекты его пародии в «Правдивой истории» слишком известны, чтобы их называть, и упоминает по именам лишь Гомера, Ктесия и Ямбула. Схолии к тексту и комментарий византийской эпохи добавляют четвёртого автора, повлиявшего на текст «Правдивой истории» – «Невероятные приключения по ту сторону Туле» современника Лукиана, Антония Диогена (исследователям известна лишь по краткому пересказу). Современные антиковеды обнаруживают в частных деталях «Правдивой истории» аллюзии на Фукидида, хотя оценки степени его влияния разнятся, и Геродота. Исследователи полагают, что некоторые описания вымышленной географии, включая Луну, могли быть связаны с фантазиями греков об Индии, хотя Лукиан отправил своих путешественников не на восток, а на запад. В 1969 г. немецкий антиковед Клаус Рейль, предпринявший попытку реконструировать текст сочинения Антония Диогена, предположил, что зависимость Лукиана от этого автора была значительнее, чем предполагалось раньше. Кристофер Джонс, напротив, пришёл к выводу о небольшом влиянии сочинения Антония Диогена на «Правдивую историю». В 1998 г. Аристула Георгиаду и Дэвид Ламур предположили, что Лукиан скрывал замысел «Правдивой истории» за аллегориями и предлагал читателям участвовать в разгадке; по их мнению, «Правдивая история» была пародией на поиск философской истины с причудливыми локациями и существами, представляющими различных философов и их теории.

 



 
PR-CY.ru