ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 5

Самое позднее опубликованное произведение («Александр, или Лже-пророк») было опубликовано не раньше 180 г., хотя исследователи не исключают, что оно могло быть написано раньше. Лукиан испытал влияние нескольких древнегреческих авторов. В своих работах он открыто признавал влияние философа и сатирика Мениппа Гадарского. Сочинения Мениппа Гадарского не сохранились (исследователям известны лишь отдельные краткие цитаты и фрагменты), и в историографии XIX–XXI вв. вопрос о влиянии Мениппа Гадарского на Лукиана решался по-разному. Так, Рудольф Хельм считал, что степень заимствования Лукианом Мениппа Гадарского можно охарактеризовать как почти дословный плагиат. По утверждению Рудольфа Хельма, Лукиан воспользовался тем, что сатирические сочинения Мениппа Гадарского были почти забыты ко II в. н.э., и приписал их себе после незначительной переработки. В более осторожном виде эту гипотезу разделял, в частности, Иосиф Тронский, который оценивал влияние Мениппа Гадарского как подражание Лукиана полузабытому земляку-сатирику. Впоследствии исследователи доказали несостоятельность гипотезы Рудольфа Хельма. В частности, было доказано, что сатиры Мениппа Гадарского и Лукиана существенно различались по форме, что перечёркивало значительную часть выводов немецкого антиковеда. Вместе с тем, сходство отдельных сочинений Лукиана с сохранившимся «Отыквлением» Сенеки, которое предположительно близко к сатирам Мениппа Гадарского, считается основанием для признания за Лукианом некоторых сюжетных заимствований или аллюзий на работы Мениппа Гадарского. При этом Лукиан, по мнению Дженнифер Холл, не только не скрывал некоторую степень влияния сатирика, но и стремился к тому, чтобы читатели увидели аллюзии на его творчество. Самого Мениппа Гадарского Лукиан выводил героем своих произведений. Другими источниками вдохновения для Лукиана исследователи называют софистическую риторику, философские диалоги Платона и сочинения Ксенофонта, которые оказали значительное влияние на его стиль. Исследователи отмечают также содержательные и стилистические параллели с классическими комедиями (особенно Аристофана) и диатрибами киников. В различных сочинениях исследователи выявляют транспозиции из разных жанров: в «Диалогах богов» – из эпоса, в «Диалогах гетер» – из комедий, а также из однострочных шуток Махона, в «Нигрине» – из платонических диалогов, в «Сновидении» – из «Апологии Сократа» Платона. В трактате «О сирийской богине» Лукиан имитировал стиль Геродота. На особые образцы Лукиан ориентировался в фантастических сочинениях. В его произведениях исследователи встречают известные персонажи-клише древнегреческой литературы – мизантропа Тимона, философа-киника Диогена, сатирика Мениппа, мудрого варвара Анахарсиса. «Похвала мухе» Лукиана находит отклик в панегириках абсурдным вещам и явлениям некоторых современников.

 



 
PR-CY.ru