ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 2

Исследователи допускают, что Лукиан несколько лет мог путешествовать с бродячей труппой актёров, музыкантов и/или странствующих лекарей. Его обучение грамматике и риторике носило эмпирический, а не догматический характер, и было построено вокруг изучения классических произведений, много внимания уделялось заучиванию отрывков наизусть. Лукиан почти не изучал догматическую философию, а его знания в грамматике были базовыми и не затрагивали сложные проблемы этой дисциплины. Проанализировав упоминания различных вопросов в сочинениях Лукиана, Фред Хаусхолдер пришёл к ряду выводов о характере познаний греческого автора и некоторых особенностях его образования. Так, американский исследователь отметил неравномерное знание Лукианом философии: он основательно изучал стоическую диалектику, но уничижительно отзывался о ней, имел лишь базовые знания о физике, а познания в этике приобрёл, как полагают исследователи, не столько систематическим обучением, а самостоятельным чтением, беседами и посещением публичных лекций. Исследователи полагают, что Лукиан не изучал музыкальную теорию, хотя неоднократно демонстрировал интерес к музыке, особенно к игре на флейте; немало внимания уделял вопросам живописи и скульптуры и демонстрировал знакомство с технической терминологией живописи. Арифметику же Лукиан изучал на базовом уровне, высоко ценил её как образцовую науку. Велик был его интерес к медицине, однако познания Лукиана исследователи находят тривиальными, демонстрируют отсутствие специальной подготовки. Лукиан неоднократно высказывался по частным вопросам других областей знания (астрономия, геометрия, оптика, архитектура, механика), но, по мнению Фреда Хаусхолдера, ничто не указывает на глубокое знание им этих дисциплин. Фред Хаусхолдер также отметил отсутствие указаний на систематические познания по теории права; риторическую подготовку Лукиан завершил к 25 годам. После получения образования Лукиан стал странствующим ритором и до сорока лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии (как полагают исследователи, только в Цизальпийской Галлии) и Сирии. По его собственному заявлению, за Лукианом закрепилось прозвище «Прометей красноречия». Исследователи полагают, что Лукиан был адвокатом в Антиохии, хотя отмечают, что эта точка зрения основывается на позднем свидетельстве «Суды», которое, в свою очередь, могло быть результатом неточной интерпретации слов самого Лукиана. Став ритором, Лукиан познакомился с философом-платоником, которого он называет Нигрин. Некоторые исследователи допускают, что под именем Нигрин (лат. «Nigrinus» – «чёрный») Лукиана может скрываться философ Альбин (лат. «Albinus» – «белый»), хотя эта точка зрения не является общепризнанной. Лукиан связывал с влиянием Нигрина появление интереса к изучению философии и отмечал, что философ служил образцом умеренности, скромности и спокойствия. Впоследствии он познакомился с философом-киником Демонактом и углублял свои познания в философии у него. У Лукиана было немало друзей и покровителей из богатой элиты, в частности, один римский сенатор (как полагают исследователи, греческого или восточного происхождения) и префект Египта (как полагают исследователи, Гай Кальвизий Стациан). Его отношения с ними сравниваются с покровительством Мецената творческим людям, и едва ли Лукиан зависел от них, подобно критиковавшимся им параситам.

 



 
PR-CY.ru