ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 4

Исследователи отмечают, что творчество Лукиана обширно: оно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные), имеющие отношение к предыстории научной фантастики. Всего Лукиану приписывается между 82 и 86 произведениями различных жанров. Принадлежность Лукиану нескольких сочинений исследователям неясна. Считается, что сохранилась значительная часть его литературного наследия. Лукиан работал в различных жанрах. 18 произведений исследователи относят к риторическим жанрам – четыре речи (две речи в защиту Фаларида, «Тираноубийца» и «Лишённый наследства»), девять пролалий, или вступлений, которые рассматриваются в качестве самостоятельных произведений («Дионис», «О янтаре», «Гармонид», «Геродот», «Тому, кто назвал меня Прометеем», «Скиф», «Жаждни», «Зевксид») и пять эпидейктических сочинений («Гиппий», «О доме», «Похвала родине», «Похвала мухе», «В оправдание ошибки, допущенной в приветствии»). Исследователи также выделяют 17 сочинений в форме писем или памфлетов и 36 диалогов, которые наверняка были написаны Лукианом. Установление хронологии написания работ Лукиана для исследователей затруднительно. Поворот в биографии (отказ от профессии софиста) и творчестве Лукиана в 160 гг. исследователи обычно принимают в качестве отправной точки для периодизации его литературной деятельности. Большое количество сочинений исследователи относят к раннему периоду творчества на основании следования традиционным жанровым формам и отсутствия едкой сатиры. К таковым исследователи относят речи в защиту Фаларида, некоторые пролалии и эпидейктические сочинения. Затем Лукиан постепенно перешёл к сатире, изменив и жанровую форму творчества в пользу комического диалога. Жанровой спецификой данного периода творчества исследователи считают внедрение в литературу философского диалога, распространённого в популярно-философской литературе, с добавлением комических элементов. Его сатирическое творчество обогатилось философским инструментарием и аргументацией разных философских школ. После скорого разочарования в философии Лукиан начал высмеивать и философов. Этот новый период творчества исследователи характеризуют многообразием жанров, в которых работал Лукиан – помимо комического диалога, он иногда возвращался к риторическим декламациям. Исследователи иногда выделяют также переходные сочинения, близкие по тематике средней и новой древнегреческой комедии. Исследователи отмечают, что отдельные сочинения Лукиана могут быть датированы по упоминанию известных событий и людей. Так, в 160 гг. были написаны «Дважды обвинённый», «Корабль», «Гермотим», «О смерти Перегрина», «Беглые рабы», «Изображения», «О танцах», после окончания войны с парфянами был написан трактат «Как следует писать историю». К поздним работам исследователи относят и отдельные эпидейктические речи («В оправдание ошибки, допущенной в приветствии») и пролалии (в частности, «Дионис» и «Геракл»).

 



 
PR-CY.ru