ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 2

В 1914 г. А.Ф. Лосев был послан в Берлин для совершенствования в науках. Он прибыл в Берлин 9 июля (нового стиля), а 28 июля началась Первая мировая война. А.Ф. Лосев возвратился в Россию, едва приступив к занятиям в берлинских библиотеках в связи со своей работой о Вюрцбургской психологической школе и успев посмотреть впервые полностью поставленное «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера. А.Ф. Лосев защитил дипломную работу «О мироощущении Эсхила». Замечания и одобрение работы он получил от Вячеслава Иванова. После окончания университета в 1915 г. А.Ф. Лосев был оставлен при кафедре классической филологии для сдачи экзаменов подготовки к профессорскому званию. В 1915–1916 гг. изучал предметы, связанные с историей Греции, – литературу, философию, право. В 1916 г. выходят его первые статьи – о «Снегурочке» Николая Андреевича Римского-Корсакова, о «Травиате» Джузеппе Верди, «Эрос у Платона» (работы А.Ф. Лосева 1910 – начала 1920 гг., включая гимназические сочинения и студенческие дневники, собраны в томе: Лосев А.Ф. На рубеже эпох. М., 2015 г.). В 1918 г. совместно с С.Н. Булгаковым и В.И. Ивановым А.Ф. Лосев пытается осуществить выпуск религиозно-национально-философской серии «Духовная Русь» (реконструкцию замысла см.: Тахо-Годи Е.А. 2014 г.). В 1921 г. на последнем заседании Психологического общества при Московском университете читает доклад «”Эйдос” и “идея” у Платона», который был высоко оценён председательствовавшим Иваном Александровичем Ильиным. В 1919–1921 гг. А.Ф. Лосев регулярно ездил во вновь созданный Нижегородский университет; читал «Введение в классическую филологию», пропедевтические курсы греческого и латинского языков; здесь становится профессором (1919 г.); в 1921 г. выступил с докладом «О методах религиозного воспитания». Внимание к религиозным вопросам, обусловленное домашним воспитанием, прослеживается уже в юношеских дневниках, работах, заметках: «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь», «О религии», «Общая методология истории религии и мифа», «Происхождение и сущность религии», «О реформе Закона Божия в гимназии». О многочисленных выступлениях А.Ф. Лосева в начале 1920 гг., связанных с философско-богословскими основами имяславского движения, свидетельствуют статья «Имяславие» (условно датируется 1918–1919 гг.) и сохранившиеся тезисы (опубликована в 1995 г.). В 1922 г. священник Павел Александрович Флоренский обвенчал А.Ф. Лосева и Валентину Михайловну Соколову (1898–1954 гг.). Математик, астроном, она стала верной спутницей и помощницей А.Ф. Лосева, его единомышленницей. В 1923 г. в Государственной академии художественных наук А.Ф. Лосев вошёл в Комиссию по изучению художественной терминологии при Философском отделении. В 1924–1925 гг. заведовал Музыкально-психологической комиссией. Одновременно являлся профессором Московской консерватории. В 1925 г. стал штатным членом Музыкальной секции академии, в 1926–1927 гг. заведовал Комиссией по изучению эстетических учений Философского отделения. 1920 гг. оказались не лучшими для таких наук, как философия и классическая филология.

 



 
PR-CY.ru