ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 33

Трактовка В.В. Зеньковским учения о перво-сущности в «Философии имени» А.Ф. Лосева представляется исследователям не вполне корректной, поскольку триадическую структуру «нераздельной» сущности (или, иначе говоря, триипостасности) он объяснял как отношение «перво-сущности» (Бога) к первозданной сущности (Софии) и тем самым отождествлял перво-сущность с Богом вообще, а первозданную сущность – с Софией, между тем как софийный момент у А.Ф. Лосева, в первую очередь, связан с расширением – с четвёртым элементом уже пентады. Рассуждая от противного, исследователи утверждают, что А.Ф. Лосев не рассматривал триединую структуру «нераздельной», «триединой сущности» как отношения Бога, Софии и Мира, что с неизбежностью привело бы его к пантеизму. Принадлежность «софии» к «первозданной сущности», даже в том случае, если под «софией» имелась в виду только «нетварная София», составляет другой уровень анализа проблемы. На это указывает завершающий этап философского исследования сущности у А.Ф. Лосева, когда посредством «вертикального анализа сущности» достигается его религиозно-философское истолкование, имеющее в виду: 1–3) Пресвятую Троицу, единосущную и нераздельную; 4) Софию Премудрость Божию и 5) мир. В.В. Зеньковский подчёркивал, что у А.Ф. Лосева «учение о Боге (хотя имя это не названо нигде) нигде не подменяется учением об идеальном космосе, а восприятие космоса, как живого целого (софиологическая концепция) решительно отделено от отожествления kosmos noetos c Абсолютом». В.В. Зеньковский отмечал сложность, а порой, и запутанность построений А.Ф. Лосева, прикровенность его софиологических рассуждений, «общую недоговорённость, объясняемую полным отсутствием свободы мысли в Советской России». В заключение он писал: «В лице Лосева русская философская мысль явила такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных созерцаний, что всем этим с бесспорностью удостоверяется значительность того философского направления, которое впервые с полной ясностью было намечено Вл. Соловьевым». Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965 гг.) в «Истории русской философии», написанной в 1946–1948 гг. в США и примерно в то же время, что и труд В.В. Зеньковского, располагал почти всеми ранними трудами А.Ф. Лосева и книгой «Олимпийская мифология...» (1953 г.). Кратко излагая содержание ранних книг, Н.О. Лосский отмечал глубокое знание А.Ф. Лосевым древней философии, которая в его исследованиях получает «новое освещение». Считая А.Ф. Лосева интуитивистом, «страстным диалектиком», совместившим диалектику с «эйдетическим видением», Н.О. Лосский выражал несогласие по поводу попыток А.Ф. Лосева и ряда известных русских философов подвергнуть сомнению значимость закона противоречия в философских построениях. О себе Н.О. Лосский писал, что он «старается показать, что металогическое, сверхрациональное бытие есть нечто стоящее выше закона противоречия, но вовсе не нарушающее его».



 
PR-CY.ru