ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович - Страница 6

Помимо печатных и архивных материалов (например, документов, относящихся к службе В.С. Соловьёва в Учёном комитете Министерства народного просвещения в 1877–1882 гг.) С.М. Лукьянов использовал сведения, полученные от знакомых философа (Владимир Иванович Герье (1837–1919 гг.), Владимир Егорович (Георгиевич) Гиацинтов (1858–1933 гг.), Анатолий Фёдорович Кони (1844–1927 гг.), князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847–1917 гг.), Василий Васильевич Радлов (1837–1918 гг.), князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861–1921 гг.), Е.Н. Шуцкая и др.) в ходе бесед и переписки с ними в 1914–1922 гг. С.М. Лукьянов был награждён орденами святого Станислава второй степени (1889 г.), святой Анны второй степени (1894 г.), святого Владимира третьей степени (1902 г.), святого Станислава первой степени (1904 г.), святой Анны первой степени (1909 г.), святого Владимира второй степени (1911 г.), Белого Орла (1915 г.), а также сиамским орденом Белого Слона третьей степени (1896 г.) и черногорским орденом князя Даниила I первой степени (1911 г.). 20 января 1911 г. С.М. Лукьянова избрали почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии, 30 сентября 1914 г. – Киевской духовной академии. С 27 марта 1913 г. он – почётный член Общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской духовной академии, с 9 марта 1916 г. – Московского общества по исследованию памятников древности имени Александра Ивановича Успенского. В крупнейшей теоретической работе «К учению о государственности и церковности» (1913 г.) С.М. Лукьянов предложил своё осмысление связи государственности и церковности. По его мнению, отношения государства и церкви рассматриваются обычно поверхностно, причём искусственно разделяются гражданская и церковная истории, которые являются различными аспектами единого исторического процесса. Истоки норм человеческого общежития находятся в античном Риме и Византии. Но христианство внесло «новые начала» в развитие как государственности, так и форм политической жизни, утвердив «любовь как истинную природу Божества». Этим христианское государство отличается от языческого, основой которого было обожествление «человеческих стихий» и права, «тщета человекобожия». Государственность Византии испытала влияние римского наследия и даже азиатского Востока, но главное, в её основе впервые оказались и «божественные стихии». Византийский император уже не Бог, как у язычников, но богоподобный владыка, «государство оцерковлялось, а церковь огосударствлялась». Однако в византийской государственности проявились две «неправды» – нравственный разлад, лицемерие и коварство, оттого что «человеческие стихии» не были в полной мере освящены, и богоподобие не достигнуто; смешение государственного и церковного начал породило цезарепапизм.

 



 
PR-CY.ru