ЛОССКИЙ Владимир Николаевич - Страница 10

Принцип основанности богословия на опыте общения с Богом В.Н. Лосский объясняет также тем, что христианское богопознание носит не объективированный, а личностный характер: «Бог богословия – это «Ты», это живой Бог Библии. Конечно, это Абсолют, но Абсолют личностный, которому мы говорим «Ты» в молитве». Это означает, что богопознание возможно только в богочеловеческом общении, опирающемся на личностные отношения. Мистический опыт богообщения, являющийся, по В.Н. Лосскому, непременным условием богословской мысли, неотделим и от межчеловеческого общения, в которое вовлечён богослов: «У Апостола Павла боговедение связано с личным общением и выражается как взаимоотношение: это взаимоотношение с объектом богословия (который в действительности есть субъект), но также и с теми, к кому обращено его богословское слово. Вершина же боговедения – общение: я знаю так, как и сам познан». Наконец, принцип опоры на опыт богообщения В.Н. Лосский связывает с тем, что христианское богопознание носит богооткровенный характер. Поскольку одну из существенных характеристик личностного образа бытия составляет свобода, вступить в общение с личностным Богом человек может лишь при условии, что Бог Сам свободно откроется ему. В.Н. Лосский подчёркивает первичность божественного Откровения в богочеловеческом общении и, следовательно, в богословии: «…Богословие соотносится с откровением, в котором инициатива принадлежит Богу, но предполагает ответ человека, свободный ответ веры и любви». Православное мистическое богословие, согласно В.Н. Лосскому, «богословие экзистенциальное, вовлекающее всего человека». Эта особенность богословия следует из личностного характера отношений христианина с Богом, предполагающего встречу, открытость и самоотдачу. В основанности на божественном Откровении, а также в личностном, необъективированном характере христианского богопознания, опирающегося на непосредственный опыт богообщения, В.Н. Лосский видит принципиальное методологическое отличие богословия от философии. «Вопрос соотношения богословия с философией никогда не ставился на Востоке», – отмечает он. Для святоотеческого богословия, по мысли В.Н. Лосского, характерно свободное и творческое использование философского языка без смешения с философской методологией и проблематикой. Представление о зависимости богословия от философии неверно в силу изначального различия между ними, которое настолько принципиально, что никакие градации в философии с христианской точки зрения несущественны, т.к. «нет философии “более” или “менее” христианской». Именно основанность на божественном Откровении и личностном общении, а также обусловленная ею апофатическая методологическая установка позволяют использовать в богословии философский терминологический аппарат, не подменяя при этом богословие философией.

 



 
PR-CY.ru