ЛОССКИЙ Владимир Николаевич - Страница 5

Журнал призывал различные христианские конфессии к открытому диалогу друг с другом и с нехристианскими культурами, который, однако, не предполагал ни догматического релятивизма, ни синкретизма. К характерным чертам представленного в журнале «Dieu Vivant» богословского направления исследователи относят также обращённость к святоотеческому наследию и эсхатологическую направленность. В этом журнале В.Н. Лосский опубликовал две статьи. Первая – «Богословие света в учении свт. Григория Паламы» («La théologie de la lumière chez st. Grégoire de Thessalonique», 1945 г.) – написана с целью содействия формированию у западных христиан более взвешенного отношения к паламизму. В ней В.Н. Лосский подчёркивает, что догматически проясненное святителем Григорием Паламой различение в Боге непознаваемой сущности и познаваемой энергии, необходимое для утверждения возможности обожения человека, укоренено в церковном Предании и поэтому не должно рассматриваться в качестве богословского новшества. Во второй статье – «О третьем свойстве Церкви» («Du troisième attribut de l'Église», 1948 г.) – предлагается понимание кафоличности, основанное на троичном догмате. С 1945 по 1953 гг. В.Н. Лосский преподавал историю церкви и догматическое богословие слушателям Французского Православного института святого Дионисия в Париже, учреждённого при французской православной миссии Иринея Лионского для подготовки священников и предоставления богословского образования франкоязычным православным христианам латинского обряда. Программы курсов в переводе на русский язык опубликованы в 1996 г. Лекции по догматическому богословию были стенографированы слушателем института Оливье Клеманом (1921–2009 гг.), согласованы с В.Н. Лосским и изданы в 1964–1965 гг. Исследователи отмечают, что во многом перекликаясь с «Очерком…», «Догматическое богословие» («Théologie dogmatique») включает лекции по богословской методологии, триадологии, космологии, антропологии, христологии и сотериологии. Богословский фундамент рассматриваемых В.Н. Лосским тем составляет различение лица и природы, а также утверждение личностного характера отношений между Богом и человеком. Все разделы православного вероучения раскрываются здесь в перспективе конечного призвания человека, заключающегося в достижении полноты единства с Богом. В 1945–1946 гг. в Высшей школе практических исследований (L'École pratique des hautes études) В.Н. Лосский прочёл курс лекций «Видение Бога в патристическом и византийском богословии», изданных в 1962 г. под названием «Боговидение» («Vision de Dieu»). Последовательно раскрывая понимание боговидения, выраженное в Священном Писании и восточной христианской традиции, В.Н. Лосский выявляет богословскую линию, избегающую крайностей интеллектуализма и агностицизма и ведущую к итоговому синтезу, осуществленному Григорием Паламой. По мысли В.Н. Лосского, для богословов, развивавших эту линию, характерно понимание боговидения как одного из аспектов обожения, наиболее полное догматическое обоснование которого было дано Григорием Паламой через различение в Боге непричаствуемой сущности и причаствуемой нетварной энергии.

 



 
PR-CY.ru