ЛОССКИЙ Владимир Николаевич

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903–1958 гг.) – православный богослов. Родился в семье философа Николая Онуфриевича Лосского и Людмилы Владимировны Лосской (урождённая Стоюнина), дочери филолога и педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826–1888 гг.). Детство и отрочество провёл в Санкт-Петербурге. В 1920–1922 гг. учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. Курс истории средневековой Франции слушал у Ольги Антоновны Добиаш-Рождественской (1874–1939 гг.), ученицы одного из ведущих парижских медиевистов Фердинанда Виктора Анри Лота (1866–1952 гг.). Причиной избрания этого курса была особая любовь В.Н. Лосского к Франции, которая зародилась в детстве благодаря гувернантке-француженке. На занятиях Ивана Михайловича Гревса (1860–1941 гг.), специалиста по западноевропейской христианской мысли, В.Н. Лосский познакомился с трудами немецкого мистика Иоанна Экхарта (около 1260 – около 1328 гг.), исследование которых продолжал на протяжении всей дальнейшей жизни. У Льва Платоновича Карсавина (1882–1952 гг.), преподававшего религиозную и социальную историю Западной Европы, В.Н. Лосский воспринял живой интерес к святоотеческим творениям, а также пристальное внимание к католической доктрине Filioque и христианскому осмыслению личности. В ноябре 1922 г. семья Лосских была выслана советским правительством из России и поселилась в Праге. С марта 1923 г. по июнь 1924 г. В.Н. Лосский учился на философском факультете пражского Карлова университета, сосредоточившись на медиевистике, а также греческом и латинском языках. Кроме того, принимал участие в работе исследовательского кружка византолога, археолога и искусствоведа Никодима Павловича Кондакова (1844–1925 гг.). В 1924 г. на одном из собраний представителей русской науки и культуры в городе Збраслав (ныне район Праги) В.Н. Лосский выступил с первым собственным докладом, посвящённым Франциску Ассизскому (1181/1182 – 1226 гг.). Возможности пражского образования не удовлетворяли В.Н. Лосского, поэтому в октябре 1924 г. он переехал в Париж и продолжил обучение в Сорбонне. Здесь его учителями и друзьями стали Фердинанд Лот с супругой Мирры Ивановны Лот-Бородиной – первым православным богословом-женщиной, а также философ-неотомист и исследователь средневековой философии Этьен Анри Жильсон (1884–1978 гг.), лекции которого В.Н. Лосский посещал не только в Сорбонне, но и в Коллеж-де-Франс. Общение с Этьеном Жильсоном, укрепившее интерес В.Н. Лосского к западному христианству, стало определяющим для всей его последующей богословской деятельности, нацеленной на свидетельство о православии на Западе. Именно у Этьена Жильсона В.Н. Лосский воспринял стремление к детальному изучению источников в сочетании с установкой на их творческую интерпретацию. Уже во время учёбы в Сорбонне наметилось одно из главных направлений научной деятельности В.Н. Лосского – исследование трудов Григория Паламы и выявление их значения для православного богословия. Стимулом к тщательному изучению наследия Григория Паламы послужили лекции французского византолога Шарля Мишаля Диля (1859–1944 гг.), подобно многим другим исследователям того времени оценивавшего учение святителя негативно.

 



 
PR-CY.ru