ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 15

Таким образом, у исследователей нет убедительных доказательств в пользу отождествления базилики, упомянутой Григорием Турским, с церковью Сен-Низье или с аббатством Эне. Одни исследователи высказывались в пользу Эне, другие – в пользу Сен-Низье. Однако Брижит Божар предположила, что базилика, в которой хранился прах Лугдунских мучеников, могла находиться не в Атанаке, а в другом месте; её не следует отождествлять с храмом, где был похоронен святой Ницетий. По мнению исследовательницы, остатки базилики Лугдунских мучеников ещё не обнаружены. Опираясь на эту гипотезу, Ж.Ф. Рено предложил локализовать базилику мучеников на месте современной церкви Сен-Пьер-де-Вез, расположенной в северной части города, на правом берегу Соны. Средневековое здание было разрушено при строительстве неороманского храма (1840 гг.), но у исследователей есть основания считать, что в V–VI вв. там существовала базилика. В Средние века церковь Сен-Пьер-де-Вез была отправным пунктом ежегодной процессии в честь Лугдунских мучеников. По мнению Ж.Ф. Рено, в VIII в. из-за нападений провансальских сарацинов прах мучеников перенесли в церковь Сен-Низье, расположенную ближе к центру города. После этого церковь Сен-Пьер-де-Вез утратила связь с почитанием Лугдунских мучеников. Однако в середине IX в. Адон Вьеннский утверждал, что прах Лугдунских мучеников покоился в церкви Апостолов, тогда как церковь Сен-Низье, по крайней мере, с начала IX в. именовалась в честь святого Ницетия. Сохранились данные о другом храме, освящённом во имя апостолов: согласно интерполированной версии письма архиепископа Лейдрада (797/798 – 816 гг.), расположенный к северу от города монастырь Иль-Барб был «издавна освящён в честь святого апостола Андрея и всех апостолов», но впоследствии его назвали в честь святого Мартина. В мартирологе Адона Вьеннского впервые упоминается о торжественном праздновании памяти Лугдунских мучеников 2 июня, которое называли «день чудес» (ex antiquorum traditione ipsam diem miraculorum appellant), впоследствии – «праздник чудес» (лат. festum Miraculorum; франц. fête des Merveilles). По словам Адона Вьеннского, в этот день горожане устраивали процессию «вниз по реке» в церковь Апостолов, где совершалась праздничная месса. Исследователям Ннизвестно, когда возник этот обычай (возможно, в IX в.). Согласно более поздним описаниям, в «праздник чудес» совершалось шествие по местам, связанным с почитанием Лугдунских мучеников. Каноники кафедрального собора, коллегиальных церквей святого Павла и святого Иуста, а также монахи из аббатств Иль-Барб и Эне собирались в церкви Сен-Пьер-де-Вез. Там они садились в подготовленные речные суда и с песнопениями отправлялись вниз по течению Соны в монастырь Эне, где лобзали камень святого Потина (согласно авторам XVII в., в тюрьме епископ использовал этот камень вместо подушки). Затем с пением литании Лугдунских мучеников участники процессии направлялись в церковь Сен-Низье, где совершалась месса. «Праздник чудес» был важнейшим городским торжеством, в нём принимали участие муниципальные власти Лиона и представители всех корпораций города. Согласно источникам XIV в., торжества проходили уже не 2 июня, а незадолго до праздника Рождества Иоанна Крестителя (в честь этого святого именовался кафедральный собор).

 



 
PR-CY.ru