ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - Страница 4

Вопрос возникновения жанра литургико-канонических памятников остаётся открытым. Тем не менее, содержание этих текстов и форма подачи материала сближают их, с одной стороны, с пастырскими посланиями апостола Павла, поскольку уже в них даются систематизированные (в той или иной степени) указания об организации церковной жизни. В частности, в пастырских посланиях содержатся указания о молитве (см. 1 Тим. 2:1–15), о церковных служителях: епископах (1 Тим. 3:1–7, Тит. 1:7–9), пресвитерах (1 Тим. 5:17–19, Тит. 1:5–6) и диаконах (1 Тим. 3:8–13); о различных категориях верующих: о стариках и молодых (Тит. 2:1–6), о вдовах (1 Тим. 5:3–16), о рабах (1 Тим. 6:1–2, Тит. 2:9–10), причём все эти указания имеют ярко выраженный нравственный характер. Исследователи не исключают, что пастырские послания, в свою очередь, ориентированы на так называемые заповеди для домовладык (англ. household codes; нем. Haustafeln) – особые правила, широко распространённые в античном мире (сформировавшиеся, как полагают исследователи, в стоической среде), регулирующие отношения между членами одного домовладения: супругами, родителями и детьми, хозяевами и рабами. С другой стороны, исследователи отмечают сходство между литургико-каноническими памятниками и иудейскими нормативными текстами, а именно «Мишной». Содержание литургико-канонических памятников представляют собой специализированные сборники: их основная цель – изложить правильный порядок церковного устройства, регламентировать повседневную жизнь христианских общин. Важное место в них отводится морально-нравственным принципам христианской жизни – наиболее ярким примером может служить учение о «двух путях», содержащееся в «Дидахе» и «Канонах святых апостолов». Другой ключевой темой является вопрос об иерархической структуре церкви. Литургико-канонические памятники содержат правила выбора и поставления на церковные служения от самого высшего – епископского до низших – вдов и дев. Кроме того, в них отмечаются основные требования, выдвигаемые к кандидатам, разъясняются отношения между различными церковными служениями, регламентируются права и обязанности каждого из них. Первостепенное значение имеют также содержащиеся в литургико-канонических памятниках указания об организации богослужебной жизни церкви: прежде всего, о совершении Божественной литургии, а также о службах суточного круга и частном богослужении. Разъясняется порядок принятия в церковь новых членов: говорится о периоде подготовки (катехизации), и описан чин таинства крещения; даются указания о покаянной дисциплине, о постах и церковных праздниках. Также в литургико-канонических памятниках затрагиваются вопросы социальной диаконии: принесение и распределение пожертвований, организация благотворительных трапез, забота о сиротах и т.п. Почти все известные исследователям литургико-канонические памятники содержат в своих заголовках указания либо на апостолов, либо на Климента Римского или Ипполита Римского: например, «Каноны святых апостолов», «Апостольские постановления через Климента» или «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов…». Более того, текст отдельных литургико-канонических памятников (например, «Канонов святых апостолов», «Апостольских постановлений») организован таким образом, будто каждый из 12 апостолов изрекает то или иное постановление.

 



 
PR-CY.ru