ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - Страница 3

В 1906 г. Эдуард фон дер Гольц предположил, что утраченным текстом могло быть «Апостольское предание» – якобы утраченное сочинение «Ипполита Римского». Отталкиваясь от этого предположения, исследователи Эдуард Шварц в 1910 г. и Р. Х. Коннолли в 1916 г. независимо друг от друга привели аргументацию, позволявшую отождествить «Египетский церковный чин» с «Апостольским преданием» Ипполита Римского (подробнее см. в ст. Апостольское предание). Таким образом, именно «Египетский церковный чин» («Апостольское предание») был признан общим первоисточником для рассматриваемой группы литургико-канонических памятников. Тождество «Египетского церковного чина» и «Апостольского предания» Ипполита Римского особенно поддерживалось Б. Боттом. В истории изучения литургико-канонических памятников Б. Ботт знаменит ещё и тем, что первым скорректировал датировку «Канонов Ипполита», предложив относить их к 361–363 гг. Кроме того, исследователь сопоставил различные коллекции литургико-канонических памятников и пришёл к выводу, что древнейшая коллекция, которая могла быть общим прототипом всех остальных, состояла из трёх литургико-канонических памятников (он назвал её «трёхчастная коллекция»): «Дидаскалии апостолов», «Канонов святых апостолов» и «Апостольского предания». Вопрос о составе древнейшей коллекции литургико-канонических памятников рассматривается также в фундаментальном исследовании Ж.М. Ханссенса (по мнению исследователей, в этом труде, если не считать современные книги Б. Штаймера, представлен наиболее полный обзор коллекций литургико-канонических памятников). По мнению Ж.М. Ханссенса, состав древнейшей коллекции ограничивался «Канонами святых апостолов» и «Египетским церковным чином», а на следующем этапе эволюции к ним примкнула восьмая книга «Апостольских постановлений». В вопросе о составе древнейшей коллекции литургико-канонических памятников и идентификации «»Египетского церковного чина» интерес для исследователей представляют работы Ж. Маня, который предположил, что «Египетский церковный чин» в оригинале назывался не «Апостольское предание», а «Постановления святых апостолов», и что этот текст вместе с «Канонами святых апостолов» некогда составляли один литургико-канонический памятник. На основании выводов Ж. Маня, которые поддержал Февр. Брюс Мэннинг Мецгер, Пол Фредерик Брэдшоу и Кристоф Маркшис подвергли критической оценке выводы сторонников тождества «Египетского церковного чина» с «Апостольским преданием» Ипполита Римского и продемонстрировали ненадёжность их аргументации (Р.Х. Коннолли и Б. Ботта). В современной литургической науке эта проблема была полностью переосмыслена и заново проанализирована. В настоящее время «Египетский церковный чин» считается наиболее древним из всех родственных литургико-канонических памятников. Открытие А. Баузи и частичная публикация в 2011 г. так называемой Аксумитской коллекции, содержащей не зависимую от ранее опубликованных редакцию «Александрийского синодоса», ведут к очередному всплеску научного интереса к литургико-каноническим памятникам и, как полагают исследователи, пересмотру сложившихся точек зрения. По мнению исследователей, в последние годы актуальным является вопрос о жанровой принадлежности литургико-канонических памятников, и продолжается углубленное изучение отдельных памятников.

 



 
PR-CY.ru