ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ – раннехристианские сборники указаний о морально-нравственных основах христианской жизни и церковном устройстве, в том числе совершении богослужения и церковных Таинств. К категории литургико-канонических памятников относятся такие тексты, как «Дидахе», «Дидаскалия апостолов», «Каноны святых апостолов», «Апостольское предание» (Египетский церковный чин) и зависящие от него «Каноны Ипполита», «Эпитомы восьмой книги» «Апостольских постановлений» и «Завет (Завещание) Господа нашего Иисуса Христа», а также «Апостольские постановления» и различные редакции восьмой книги этого памятника.  Все они имеют восточное происхождение. В рукописной традиции литургико-канонические памятники объединялись в коллекции: «Александрийский синодос», коллекция «Веронского палимпсеста», «Климентово восьмикнижие» (так называемая Аксумитская коллекция). «Апостольские постановления», в которые вошли тексты «Дидахе», «Дидаскалии апостолов» и «Апостольского предания» в существенно дополненном виде, исследователи рассматривают и как коллекцию, и как самостоятельный литургико-канонический памятник. За исключением «Апостольских постановлений», которые стали широко известны уже в XVI в., все прочие литургико-канонические памятники были открыты лишь в конце XIX – начале XX вв. В 1843 г. Иоганн Вильгельм Биккель издал краткий трактат на греческом языке «Каноны святых апостолов». В 1848 г. Г. Таттам опубликовал коллекцию литургико-канонических памятников на бохаирском диалекте коптского языка, состоящую из «Канонов святых апостолов», анонимного текста, который впоследствии стал обозначаться как «Египетский церковный чин» (или «Апостольское предание») восьмой книги «Апостольских постановлений» (в одной из редакций) и «Апостольских правил». Эта коллекция со временем стала именоваться «Александрийским синодосом» (или «Климентовым семикнижием»). В 1854 г. Пауль Антон де Лагард опубликовал текст «Дидаскалии апостолов» на сирийском языке. В 1856 г. он же издал сирийскую версию «Канонов святых апостолов» и «Эпитомы восьмой книги» «Апостольских постановлений» (в рукописях этот литургико-канонический памятник также имеет заголовок «Постановления святых апостолов через Ипполита»). В 1870 г. Даниэлем Бонифацием фон Ханебергом был опубликован текст арабских «Канонов Ипполита». Несколькими годами позже был открыт самый древний из известных исследователям литургико-канонических памятников – «Дидахе», сохранившийся в греческом оригинале, первое издание которого осуществил Филофей Вриенний. В 1883 г. Пауль Антон де Лагард издал «Александрийский синодос» на саидском диалекте коптского языка. В 1899 г. Антиохийский патриарх Игнатий Ефрем II Рахмани осуществил публикацию «Завета Господа нашего Иисуса Христа». В 1900 г. Эдмунд Хаулер опубликовал так называемую коллекцию Веронского палимпсеста, включающую «Дидаскалию апостолов», «Каноны святых апостолов» и так называемый «Египетский церковный чин» («Апостольское предание») на латинском языке. В 1904 г. Дж. У. Хорнер издал ещё две версии «Александрийского синодоса» – на арабском и эфиопском языках.

 



 
PR-CY.ru